РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ШКОЛЬНИКОВ
Учебно-методическое пособие Е. Л. Яковлева
В основе многих затруднений, с которыми сталкиваются дети школьного возраста, лежит недостаточное развитие внимания и памяти. Прямым результатом недостаточно эффективного функционирования внимания, и памяти является неуспеваемость; в свою очередь, на основе неуспеваемости могут развиться агрессивность, недисциплинированность и ряд других личностных и поведенческих нарушений. В младшем школьном возрасте взаимосвязь между неуспеваемостью и личностными нарушениями выступает наиболее отчетливо. В подростковом возрасте сами личностные нарушения могут спровоцировать неуспеваемость; однако для части подростков остается справедливой причинная зависимость межличностных проблем от неуспеваемости. В старшем школьном возрасте причины неуспеваемости более сложны, однако и здесь коррекция недостатков внимания и памяти приносит свои плоды. Более того, в этом возрасте эффективность коррекционной работы подкрепляется такими возрастными особенностями как рефлексия и саморегуляция.
В данной работе рассматриваются основные характеристики внимания и памяти, а также способы их профилактики, диагностики и коррекции у детей школьного возраста.
1. Память
Память представляет собой процесс запечатления, сохранения и воспроизведения обстоятельств жизни и деятельности человека и самой этой деятельности — т. е. того, что человек видит, слышит, думает, делает и т. д. Работу памяти называют также мнемической деятельностью (от греческого «мнема» - память). Память лежит в основе всей жизни человека. Жизненный опыт человека существует благодаря памяти; иначе каждое воздействие, каждое впечатление воспринимались бы как абсолютно новое, и никакое научение не было бы возможным. Невозможно было бы ориентироваться в окружающей действительности. Память, таким образом - основа выживания.
Без памяти оказывается невозможным и мышление. Для того чтобы оперировать понятиями и образами, для того, чтобы создавать на их основе нечто новое, эти понятия и образы должны быть удержаны и сохранены. Необходимо иметь определенный запас представлений и понятий, который сохраняется в памяти.
Целостность человеческой личности также обеспечивается памятью. Личность характеризуется определенными установками, мотивами, потребностями, отношением и миру. Устойчивость этих базовых характеристик личности обусловлена функционированием памяти. Человек, утративший память, тем самым утрачивает и личность; его поведение начинает диктоваться внешними воздействиями и элементарными потребностями. Память обеспечивает человеку единство восприятия собственной жизни, связывая его прошлое с настоящим и помогая прогнозировать будущее.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что особенности функционирования памяти во многом обуславливают успеваемость школьников.
В зависимости от того основания, по которому производится различение, выделяют различные виды памяти. Так различают генетическую (наследственную) и прижизненную память. Генетическая память задает определенное анатомо-физиологическое строение живого организма; прижизненная же сохраняет знания, полученные в течение жизни. Выделяют различные виды прижизненной памяти в зависимости от запоминаемого материала, способа работы, типа установки на запоминание и времени сохранения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.