образовали такие социальные системы, как этносы и социумы. Под этносом[1] понимается большая социальная группа людей, объединенных общими установками и диспозициями, стереотипами поведения и взаимосогласованными экспектациями типичных реакций на различные события жизни. Этнос есть явление социально-психологическое, оно социально по основе своего возникновения и психологично по способам своего проявления. Выражаясь на языке философии, оно социально по-форме и психологично по сущности. Под социумом понимается большая социальная группа людей, объединенных на основе общей территории, экономики и политики, выработавшая единые поведенческие требования (законы и социальные нормы) к различным событиям жизни. Социум — явление общественное и по форме и по сущности. Таким образом, социальная общность имеет две взаимопроникающие формы: этнос и социум.
Уместно задаться вопросами: как формируется социальная общность? что является причиной объединения людей в социум и этносы? как и в какой степени они влияют на формирование личности?
При формировании социума существенным фактором выступает процесс разделения труда, предполагающий специализацию каждого человека, определение его роли (функций) и статуса в обществе. Специализация функций человека и закрепление его положения в социальной структуре в итоге приводит к формированию личности и развитию индивидуальности. Формирующийся на основе дифференциации деятельности социум требует определенных различий между людьми в уровне способностей, направленности и ценностных ориентациях, ролях и статусах в общественной структуре. Все эти различия, взаимно дополняя друг друга, составляют единое целое.
Этническая общность изначально формируется по иным принципам. Она создается не на основе различий, а на основе общего. В этносе нет разделения труда, жесткой специализации каждого его члена. Он складывается как целое не на основе внутренней дифференциации, а на основе внешних различий с другими этническими общностями. Формирование этноса идет по пути разграничения «мы» и «они», т. е. наша общность как единое целое («мы») отличается от другой общности как единого целого («они»). То есть дифференциация происходит не внутри общности, а вне ее, не затрагивая этническую целостность. Этническая общность формируется на основе процесса интеграции, объединения на базе сходных психологических установок, экспектаций и стереотипов поведения людей. Общие территория, экономический уклад жизни, в определенной степени язык являются лишь условиями, способствующими формированию этнической общности, причем даже не жестко детерминирующими этот процесс, потому что на одной и той же территории с едиными экономикой и языком могут сложиться две и более этнические общности.
Сама по себе этническая общность не создает личности. Здесь нет дифференциации ролей и статусов вследствие разделения труда. Не может быть, например, самого главного русского или самого главного армянина. Может быть лишь типичный представитель того или иного этноса. Этническая общность только закладывает в диспозиционную структуру
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.