Давайте исходить из того, что слепой — это обычный человек, оказавшийся в необычной ситуации, и будем относиться к нему так же, как к любому другому человеку.
Наблюдения показывают, что в тех городах, где в последнее время по местному радиовещанию и телевидению стали рассказывать о жизни и проблемах инвалидов, к ним стало больше проявляться интереса, доброжелательного отношения и готовности помочь.
В связи с этим хотелось бы дать некоторые советы о том, как целесообразнее оказывать помощь слепым.
Если вы заметили, что незрячий сбился с маршрута, подскажите ему, что находится впереди него, справа, слева. Это поможет ему сориентироваться. Еще лучше, если вы будете управлять его движением не на расстоянии, а подойдете и поможете выйти на нужный путь.
Иногда встречный пешеход энергично кричит слепому; «Вправо!» Недостаточно опытный незрячий делает резкое движение вправо и, оступаясь, падает. Пешеход не учел, что правые стороны двух встречных людей имеют противоположное направление. Трудно предположить, что имеет в виду встречный пешеход, когда кричит; «Вправо!» То ли вправо от себя, то ли вправо от слепого. Представьте такую ситуацию на кромке железнодорожной платформы или метро. В таких случаях лучше крикнуть: «Незрячий, остановитесь!» Затем подойти к нему и объяснить ситуацию.
Переходить улицу с интенсивным движением транспорта слепому опасно, помогите ему в этом, а дальше он пойдет сам. Не подталкивайте его в спину впереди себя. В таком случае незрячий будет чувствовать себя неуверенно, да и со стороны это смотрится некрасиво. Предложите взять себя под руку и идите на полшага впереди.
Если вы хотите помочь инвалиду по зрению сесть в автобус, троллейбус, вагон электрички, то подведите его поближе к двери, положите руку на поручень, остальное он сделает сам.
Если хотите помочь слепому сесть на свободное место в автобусе, не старайтесь усаживать его, достаточно положить его руку на спинку сиденья, и он быстро сориентируется.
Пои выходе из автобуса помогите определить, гденаходитсяпоручень у ступенек автобуса, остальное предоставьте ему самому.
Если ваше любезное предложение о помощи будет отклонено, не сердитесь и помните, что есть слепые, которые чужой помощи предпочитают самостоятельность. В большинстве же случаев слепые с благодарностью принимают предложение о помощи.
К ступенькам перед зданием подводите незрячего под прямым углом, т. е. лицом к лестнице. Подходя к лестнице под углом 45°, слепой обязательно упадет и получит травму. На лестнице внутри. здания помогите ему взяться за перила, а в гардеробе направьте его пуку на вешалку.
Проходя через узкие двери или проходы, идите впереди слепого. Держите его протянутой назад рукой за руку.
В помещении не оставляйте дверь полуоткрытой, так как слепой может удариться об нее. Закройте дверь или полностью откройте ее.
Слепой хочет знать, с кем он разговаривает, поэтому надо назвать себя. Обычно незрячие долго помнят и узнают своих знакомых по голосу. Но иногда в шумном месте подходит знакомый исословом «Привет!» пожимает руку. Сложно бывает в шуме по одному произнесенному слову узнать человека. Лучше лишний раз назвать себя.
Если вы считаете разговор законченным и уходите, предупредите об этом незрячего. Бывают некрасивые ситуации, когда слепой продолжает обращаться к человеку, уже удаляющемуся от него.
Некоторые люди, очевидно, считают, что инвалиды по зрению плохо слышат, и разговаривают с ними громко. Слышат незрячие нормально, и разговаривать желательно в спокойном тоне.
Если незрячий находится с сопровождающим, то по его делам надо разговаривать не с сопровождающим, а с самим инвалидом. На все случаи жизни рецептов не придумаешь. Да и надобности в этом нет. Главное — помочь человеку, а решение любого вопроса и выход из любой ситуации можно найти.
Помощь, которую вы окажете слепому, сильно вас не обременит, но морально ободрит незрячего, будет шагом на пути к взаимопониманию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.