Поскольку спецшколы, как правило, межобластного комплектования и школьники встречаются с родителями только во время каникул, семья оказывает очень слабое воспитательное воздействие. Такие дети чувствуют себя дома не членами семьи, а ее гостями.
Для многих незрячих юношей и девушек дальнейший жизненный путь будет проходить опять-таки на специализированном учебно-производственном предприятии ВОС, коллектив которого еще не выходит на широкий путь интеграции слепого с социальной средой.
Во многих странах Запада обучение слепых и слабовидящих детей осуществляется в массовых школах вместе со зрячими сверстниками. Мы пока не готовы к этому, но думать о перспективе такого обучения надо.
Одному Всероссийскому обществу слепых эти задачи непосильны. Нужна помощь государства и средств массовой информации.
Во многих странах по телевидению регулярно идут передачи для различных групп инвалидов и населения. Общая численность инвалидов в СССР около 28 млн. человек. При начавшейся гуманизации общества работа с инвалидами приобретает государственное значение.
Материалов для информации, вопросов для обсуждения и консультации населения более чем достаточно. Что касается инвалидов по зрению, то одной из серьезных проблем является профилактика слепоты. Число слабовидящих с каждым годом увеличивается. Больше половины всех выпускников массовых школ имеет пониженное зрение. Часть из них стесняется носить очки, что способствует развитию зрительного дефекта. Не организованы консультации для родителей, в семьях которых есть дети дошкольного возраста с патологией органа зрения, по проблемам семьи, научного подхода к задаче рационального трудоустройства слепых и т. д. Нужна помощь общественности и технических творческих объединений в создании технических средств для слепых.
Наряду с информационным характером телевизионных и радиопередач им должна быть придана методическая и психолого-педагогическая направленность.
Некоторые ученые, психологи утверждают, что слепые не хотят вступать в контакт со зрячими. Это неверно. Они морально переживают свою изоляцию. Какая-то часть инвалидов по зрению уже установила хорошие контакты, работая в коллективах зрячих. На предприятиях Общества слепых примерно половина работающих— это зрячие люди. Во многих коллективах с ними сложились деловые доброжелательные контакты.
Наконец, семья, родственники, знакомые незрячих —это тожепуть к расширению таких контактов.
Наряду с незрячими супружескими парами есть много пар, в которых один из супругов зрячий. Такие семьи в большинстве своем крепкие, так как основой в них является бескорыстие, взаимоуважение и любовь. Выходя замуж за слепого, девушка или женщина понимают, что они берут на себя больше забот, и муж должным образом оценивает это. Такая супруга разумно оптимистически оценивает дефект мужа и не испытывает дискомфорта.
Мне хотелось бы привести слова В. Гюго из его книги «Отверженные», по сути дела это гимн таким женщинам. «Заметим, кстати, что на этой земле, где все несовершенно, быть слепым и быть любимым — это поистине одна из самых необычных и утонченных форм счастья. Постоянно чувствовать рядом с собой жену, дочь, сестру потому, что вы нуждаетесь в ней, а она не может обойтись без вас, знать, что вы необходимы той, которая нужна вам, иметь возможность беспрестанно измерять ее привязанность к вам количеством времени, которое она вам отдает, и думать про себя: «Она посвящает мне все свое время» — значит ее сердце целиком принадлежит мне...
Высшее счастье в жизни — это уверенность в том, что вас любят, любят вас самих, вернее сказать любят вопреки вам. Вот этой уверенностью и обладает слепой».
Часть инвалидов по зрению не подготовлена к общению со зрячими и испытывает определенные трудности. У некоторых затруднена обратная связь. Они не видят своего собеседника, им трудно представить, желают ли с ними говорить.
Не видя выражения лица собеседника, его жестов, позы, слепой иногда боится протянуть руку первым, опасаясь, что она повиснет в воздухе без ответного рукопожатия. Так сделайте первым шаг навстречу слепому.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.