Что такое слепота и как с ней жить. Реабилитация. Сделай первым шаг навстречу слепому, страница 11

Некоторые политические деятели и журналисты в своих речах и статьях используют такие выражения — «надо быть слепцами, чтобы не заметить этого», «только слепой - не может понять это». Наряду с изменившимися социальными условиями эти выражения утратили смысл. Арабская пословица гласит: «Не видит нетот, у кого глаз нет, а тот, кто умом слеп».

В наше время значительно изменился социальный облик слепого. Он стал политически зрелым, грамотным, довольно культурным человеком, работающим наравне со зрячими.

На некоторых предприятиях ВОС до 40% работающих инвалидов по зрению имеют среднее образование. В 1989 г. на абонементе в Республиканской центральной библиотеке для слепых выдано каждому незрячему в среднем по 23 названия книг. Слепые любят читать, и эта цифра характерна не только для Москвы. Кроме того, незрячие имеют возможность прослушивать в записи на магнитной ленте материалы общественно-политических, научно-популярных и литературных журналов, обзоры газетных и журнальных статей за каждые 10 дней, сборники наиболее актуальных статей на политические, экономические и международные темы.

Мы не располагаем статистическими данными о средней выдаче книг читателям массовых библиотек, но если судить по наблюдениям за ближайшим окружением зрячих среднего уровня подготовки, то они читают книг меньше, чем инвалиды по зрению.

Примечателен тот факт, что впервые в истории Советского государства депутатом высшего органа власти страны стал слепой человек. Им является народный депутатСССР и член Верховного Совета СССР Александр Яковлевич Неумывакин ( председатель ЦПВОС).

Депутатом Верховного Совета РСФСР является инвалид I группы по зрению преподаватель Омского государственного педагогического института, кандидат философских наук Олег Николаевич Смолин.

Депутатами районных, городских, областных, краевых советов и Верховных советов автономных республик стали 92 инвалида по зрению, в том числе депутатами Московского и Ленинградского городских советов.

В этой и предыдущих главах говорилось об определенных трудностях слепых и делалось это вовсе не для того, чтобы вызвать жалость к ним. Нет, не жалеть, а понять надо слепого. Понимание инвалида по зрению по сути дела означало бы отказ от предубеждения, шаг к взаимопониманию и единению в общей социальной среде. Или, иначе говоря,— интеграцию.

СДЕЛАЙ ПЕРВЫМ ШАГ НАВСТРЕЧУ СЛЕПОМУ

В большинстве случаев люди теряют зрение не по своей вине: при исполнении воинского или служебного долга, из-за чьей-то безответственности на производстве или транспорте. Виновником болезни или несчастного случая в быту тоже далеко не всегда бывает пострадавший.

Потеряв зрение, слепой недоумевает, чем же он стал хуже для окружающих? Вместо того, чтобы почувствовать повышенное внимание к себе и желание чем-то помочь, напротив, он чувствует предубеждение, настороженное отношение к себе. Задумайтесь над этим. Кому-то он вносит дискомфорт в компанию, в жизнь, а ослепшему, кроме физической травмы, приходится переживать еще и моральную. Он глубоко переживает нарушение сложившихся связей и форм общения, а также и утрату социальных ролей в обществе и даже в семье.

Представьте себя в роли инвалида, стоящего на кромке тротуара, в ожидании того, что кто-то поможет перейти улицу с интенсивным движением. Люди идут мимо, задевают и не замечают вас или, по крайней мере, делают вид, что не замечают, а вы стоите, стоите...

Наверное, и здесь свою роль играет обывательское представление о дискомфорте. Вдруг кто-то из знакомых увидит вас идущим через дорогу со слепым, да еще под руку? А ведь человек, который помогает слепому, оказавшемуся в затруднительном положении, проявляет свою искреннюю доброту и сочувствие.

Нередко проявляются равнодушие и черствость к инвалидам. К примеру, во время посадки на пригородный электропоезд или в автобус верх берут физическая сила и ловко работающие локти. Инвалид «вежливо» отталкивается в сторону.  

Другой эпизод – слепой в автобусе. Редко кто уступает место инвалиду. В основном это делают женщины среднего и пожилого возраста. Молодежь упорно «не замечает» инвалида. Незрячий может и постоять. Но при резком торможении или крутом повороте незрячий теряет равновесие, натыкается на пассажиров, вызывая у них недовольство и даже раздражение.