Интерпретация mbti. Специфика интерпретации, первые шаги, страница 5

Наиболее часто встречающаяся ошибка при интерпретации количественных показателей MBTI - это предположение,  будто "сила" предпочтения однозначно соответствует уровню его развития;

иначе говоря,  неверно будет полагать,  что респондент с  N=26

обладает большей интуицией, чем респондент с N=14. Больший коэффициент свидетельствует лишь о том,  что респондент,  будучи

ВЫНУЖДЕН  ВЫБРАТЬ  один  из  двух  ответов в MBTI,  более ясно представляет себе,  что же он предпочтет.  Однако надо иметь в виду, что, как правило, те респонденты, которые в MBTI демонстрируют отчетливые предпочтения по каким-либо  элементам, чаще используют эти элементы, и, следовательно, скорее всего, имеют более развитые навыки,  обслуживающие эти предпочтения;  а это означает,  что, по всей вероятности, у них более развиты соответствующие типологические черты и привычки.

К. СРАВНЕНИЕ ДОМИНАНТНОГО И ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССОВ

При возникновении  сомнений относительно психологического типа,  к которому относится респондент,  иногда бывает полезно сравнить  его численные показатели по доминантному и вспомогательному  процессам.  Согласно   типологической   теории   Майерс-Бриггс,  доминантный процесс характеризуется более отчетливыми   предпочтениями,   нежели   вспомогательный.    Однако


- 10 сравнение  этих двух показателей должно лишь вызывать ориентировочную реакцию психолога:  не следует  воспринимать  большее численное  значение  для  вспомогательного  процесса как некий клинический симптом и выносить на основе его окончательный диагноз.  Скорее  всего,  превышение показателя вспомогательного процесса означает вероятную ошибку в определении типа. В таком случае психологу следует более подробно и тщательно обсудить с респондентом его предпочтения.  Поскольку доминантный  процесс имеет столь низкий показатель,  то,  следовательно, респондент не проявил отчетливого предпочтения данного процесса, который, согласно  теории,  должен  быть наиболее часто употребляемым и хорошо дифференцированным для респондента. Иными словами, всякий раз, когда вы сталкиваетесь с низким показателем доминантного процесса,  нужно в качестве рабоче гипотезы предположить, что доминантный процесс неверно определен;  полезно бывает при этом обратить внимание на количественные показатели  по шкалам

EI и JP.

Например: респондент А респондент Б респондент В

E=9          E=25         E=24

S=25         S=25         S=25

F=7          F=7          F=31

J=29         J=7          J=29

Все три случая выглядят как тип ESFJ,  т.е.  тип, где F доминантный процесс, а S - вспомогательный; итак, во всех трех случаях показатель вспомогательного процесса ниже,  чем  доминантного.

Случай А: показатель экстраверсии Е - низкий, а S - высокий;  шкалы  EI и TF имеют низкие показатели.  Если респондент решит,  что тип ISFJ подходит ему больше,  чем ESFJ,  тогда  S

станет доминантным процессом, и его показатель будет превышать показатель вспомогательного F.

Случай Б:  шкалы  TF и JP имеют низкие показатели;  здесь нет сомнений в шкале EI,  но возможно, что P окажется для респондента  более подходящим,  чем J.  Если он сочтет ESFP более подходящим для себя типом,  то S станет доминантным процессом, и его показатель будет выше, чем у вспомогательного F.


- 11 Случай В: по шкалам SN и TF имеются достаточно отчетливые предпочтения,  поэтому тот факт,  что S несколько превышает F, можно считать несущественным.

В целом сравнение количественных показателей доминантного и вспомогательного процессов может быть полезным  в  следующих случаях:

- если есть большой разрыв между ними;

- если показатель доминантного процесса очень низкий;

- если шкалы EI и/или JP также вызывают сомнения.  Психологу важно помнить,  что не следует оказывать давление на респондента,  заставляя его изменять свои предпочтения только для того,  чтоб его результаты соответствовали типологической теории.