Интерпретация mbti. Специфика интерпретации, первые шаги, страница 2

Табл. 10. Парные оппозиции

______________________________________________________________

E: Вы более удобно чувствуете   I: Вы более удобно чувствуете себя во внешнем мире, мире      себя во внутреннем мире, людей и предметов, чем во       мире идей, чем во внешнем внутреннем мире идей.           мире людей и предметов.

S: Вам больше нравится рабо-    N: Вам больше нравится обнатать с известными фактами,      руживать различные возможчем  выискивать какие-либо      ности и взаимосвязи, чем возможности и взаимосвязи.      иметь дело с известными фактами.

T: Ваши суждения основываются   F: Ваши суждения основываются в большей мере на бесстра-      в большей мере на человестном анализе, чем на           ческих ценностях, нежели


- 4 субъективных ценностях.         на беспристрастной логике.

J: Вы любите планировать,       P: Вы предпочитаете жить гибупорядочивать свою жизнь,       ко, спонтанно, нежели планежели жить гибко, спонтанно.   нировать свою жизнь.

______________________________________________________________

Старайтесь варьировать описание предпочтений в зависимости от того типа,  к которому, на ваш взгляд, относится респондент, и от времени, которым вы располагаете. Полезно использовать конкретные поведенческие примеры проявления предпочтений, чтобы теоретические абстракции типологии  Майерс-Бриггс  ложились на язык повседневной жизни респондента; это особенно важно при объяснении идеи типов сенсорному типу.  Различные визуальные средства также могут быть полезны, например, подходящие карикатуры.

При объяснении  характеристик предпочтений и типов психолог не только дает респонденту иллюстрации типологических различий,  но  и  осуществляет первую проверку адекватности типа, полученного в результате применения опросника. Если респондент утверждает,  что  все  четыре полученных предпочтения действительно соответствуют тому,  как он ведет себя в жизни,  то это можно  считать  эмпирическим подтверждением адекватности полученного психологического типа. Если же характеристики того или иного  предпочтения не подтверждаются в беседе с респондентом, то данное предпочтение следует считать сомнительным и  проанализировать еще раз.

Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАТКИХ ОПИСАНИЙ

Еще  один способ проверки адекватности полученного типа

- это использование кратких описаний каждого из 16  типов (см.

Приложение  1).  Многим  людям легче опознать себя в этих "мини-портретах",  чем анализировать одно за  другим  собственные предпочтения.  При использовании "мини-портретов" следует сначала прочитать респонденту то описание,  которое соответствует полученному  в  результате применения опросника типу,  а затем сравнить его с соседними. Если какой-либо из соседних психоло-


- 5 гических  типов  покажется  респонденту  более  подходящим или

"правильным",  то психологу в дальнейшей беседе следует ориентироваться именно на этот тип.

Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПОЛНЫХ ОПИСАНИЙ

После того,  как психологический тип респондента установлен,  можно переходить к следующему этапу:  обсуждение полного описания типа (см.  Приложение 2).  Психолог зачитывает полное описание,  фразу за фразой,  предоставляя респонденту  возможность  решать,  верна  ли каждая из этих фраз в отношении его, или нет.  Цель обсуждения - выяснить,  в чем описание подходит респонденту,  а в чем не подходит.  При этом респонденты часто сами приводят примеры,  подтверждающие характеристики,  приведенные  в описании.  На этой стадии обычно можно развеять последние сомнения насчет предпочтений респондента.

При обсуждении описаний психологу важно иметь в виду, что

НЕ ВСЕ в описании окажется подходящим для данного респондента.