Табл. 10. Парные оппозиции
______________________________________________________________
E: Вы более удобно чувствуете I: Вы более удобно чувствуете себя во внешнем мире, мире себя во внутреннем мире, людей и предметов, чем во мире идей, чем во внешнем внутреннем мире идей. мире людей и предметов.
S: Вам больше нравится рабо- N: Вам больше нравится обнатать с известными фактами, руживать различные возможчем выискивать какие-либо ности и взаимосвязи, чем возможности и взаимосвязи. иметь дело с известными фактами.
T: Ваши суждения основываются F: Ваши суждения основываются в большей мере на бесстра- в большей мере на человестном анализе, чем на ческих ценностях, нежели
- 4 субъективных ценностях. на беспристрастной логике.
J: Вы любите планировать, P: Вы предпочитаете жить гибупорядочивать свою жизнь, ко, спонтанно, нежели планежели жить гибко, спонтанно. нировать свою жизнь.
______________________________________________________________
Старайтесь варьировать описание предпочтений в зависимости от того типа, к которому, на ваш взгляд, относится респондент, и от времени, которым вы располагаете. Полезно использовать конкретные поведенческие примеры проявления предпочтений, чтобы теоретические абстракции типологии Майерс-Бриггс ложились на язык повседневной жизни респондента; это особенно важно при объяснении идеи типов сенсорному типу. Различные визуальные средства также могут быть полезны, например, подходящие карикатуры.
При объяснении характеристик предпочтений и типов психолог не только дает респонденту иллюстрации типологических различий, но и осуществляет первую проверку адекватности типа, полученного в результате применения опросника. Если респондент утверждает, что все четыре полученных предпочтения действительно соответствуют тому, как он ведет себя в жизни, то это можно считать эмпирическим подтверждением адекватности полученного психологического типа. Если же характеристики того или иного предпочтения не подтверждаются в беседе с респондентом, то данное предпочтение следует считать сомнительным и проанализировать еще раз.
Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАТКИХ ОПИСАНИЙ
Еще один способ проверки адекватности полученного типа
- это использование кратких описаний каждого из 16 типов (см.
Приложение 1). Многим людям легче опознать себя в этих "мини-портретах", чем анализировать одно за другим собственные предпочтения. При использовании "мини-портретов" следует сначала прочитать респонденту то описание, которое соответствует полученному в результате применения опросника типу, а затем сравнить его с соседними. Если какой-либо из соседних психоло-
- 5 гических типов покажется респонденту более подходящим или
"правильным", то психологу в дальнейшей беседе следует ориентироваться именно на этот тип.
Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛНЫХ ОПИСАНИЙ
После того, как психологический тип респондента установлен, можно переходить к следующему этапу: обсуждение полного описания типа (см. Приложение 2). Психолог зачитывает полное описание, фразу за фразой, предоставляя респонденту возможность решать, верна ли каждая из этих фраз в отношении его, или нет. Цель обсуждения - выяснить, в чем описание подходит респонденту, а в чем не подходит. При этом респонденты часто сами приводят примеры, подтверждающие характеристики, приведенные в описании. На этой стадии обычно можно развеять последние сомнения насчет предпочтений респондента.
При обсуждении описаний психологу важно иметь в виду, что
НЕ ВСЕ в описании окажется подходящим для данного респондента.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.