Внутри каждого типа существует множество вариаций, поскольку люди с одинаковыми предпочтениями могут по-разному их использовать. Например, один респондент использует свою доминантную сенсорику в бухгалтерских расчетах, другой - при постройке зданий, третий - при уходе за пациентами; при этом все трое проявляют интерес и внимание к реальным, текущим событиям. Характеристики, приведенные в полном описании типа, содержат сведения о проявлении доминантных, вспомогательных и инфернальных (т.е. наименее развитых) психических процессов. Эти характеристики довольно точны и универсальны, но более специфические комментарии, особенно касающиеся профессиональной деятельности, могут вызвать у респондента серьезные возражения.
Полные описания характеризуют каждый тип с лучшей стороны, т.е. дают представление о том, как он проявляется у эффективно работающих, хорошо сбалансированных людей. Теоретически описания подразумевают гармоничное развитие двух процессов доминантного и вспомогательного. Каждое из них характеризует сразу два психологических типа с общим доминантным процессом.
Например, для двух экстравертированных мыслительных типов основная часть описания дается под заголовком "ESTJ и ENTJ" и
- 6 содержит те характеристики, которые являются общими для этих двух типов, т.е. характеристики, обусловленные их доминантным процессом (экстравертированное мышление). Вслед за основной частью идут два дополнительных раздела: один, озаглавленный
"ESTJ", и другой - "ENTJ", в которых показано, как экстравертированные мыслители со вспомогательным сенсорным процессом
(ESTJ) отличаются от экстравертированных мыслителей, использующих в качестве вспомогательного процесса интуицию (ENTJ).
Данные разъяснения мы сочли необходимыми, поскольку многие читатели ошибочно полагают, что к ним относится только дополнительный раздел, озаглавленный формулой "их" типа. Наиболее существенная и важная часть полного описания - это первая, общая часть.
Ж. ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ.
Каждая стадия интерпретации дает определенную информацию, которую респондент может проанализировать и использовать при уточнении своего типа. В некоторых случаях, как мы говорили, сразу признается адекватность полученного типа. В беседе с такими респондентами большую часть времени следует посвятить обсуждению примеров проявления типа и практического применения полученного нового знания. У других людей возникают сильные сомнения относительно своего типа, и тогда описанные выше этапы должны дать им ту дополнительную информацию, которая поможет разрешить вопрос об их истинных предпочтениях и найти адекватный психологический тип.
В ходе работы с респондентом психологу не следует упускать из виду, что существуют различные обстоятельства, в силу которых результаты MBTI могут быть недостоверными. Например:
- при недостаточной дифференциации психологического типа и предпочтений; это чаще встречается у молодых респондентов;
- при недостаточной дифференциации собственных предпочтений от ожиданий родителей;
- при переживании респондентом жизненного кризиса, вследствие чего не используются обычные для него способы поведения;
- в случае применения MBTI в ситуации, требующей от рес-
- 7 пондента соответствия каким-либо стандартам (например, при приеме на работу), вследствие чего ответы респондента отражают не его истинные предпочтения, а социально-желательные свойства;
- в случае серьезных рассогласований между требованиями, предъявляемыми к респонденту его профессиональной деятельностью, и его истинными предпочтениями;
- при неверном истолковании понятий и терминов типологической теории, особенно если оно сопровождается возникновением у респондента негативных коннотаций (например, "интровертированный" интерпретируется как "невротический" или "стеснительный"; "чувство" - как "сверхэмоциональность" и т.п.);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.