_Во-первых.Процесс тестирования по своим условиям и форме максимально приближался к типичным ситуациям школьного обучения.Этим приёмом текстологи пытались вплотную подойти к диагностике обучаемости.Процедура такого тестирования состояла из выполнения стандартной серии субтестов нарастающей трудности.При этом фиксирование результатов осуществлялось поэтапно:
1 этап-измерения исходного уровня владения умственным действием
\первые несколько проб\.
2 этап-измерение уровня владения умственными действиями как результатом научения \последние несколько проб\.
3 этап-подсчёт общего количества успешно выполненных проб,интерпритировавшегося как уровень обучаемости школьника.
_Во-вторых.Предпринимались попытки дополнения количественных характеристик тестирования их качественным анализом.Наиболее интересными были подходы с позиции клинического метода Ж.Пиаже.Сущность тестовых процедур здесь сводилась к определению стадии умственного развития,на которой находится испытуемый ребёнок\по Ж.Пиаже- на предоперационной или стадии конкретных операций\.
_В-третьих.Расширился перечень тестируемых психологических характеристик.Вначале внимание психологов было приковано к созданию тестов творческих способностей\Дж.Гилфорд,И.Торренс и др.\,но затем оно ослабло ввиду их низкой прогностической валидности,как следствия нерешённости вообще проблемы психологических механизмов творчества.Затем были предложены несколько тестов для диагностики индивидуального когнитивного стиля\Дж.Кэген\в основном по процессуальным параметрам-времени первой реакции на стимульный материал и количеству ошибочных выборов образца из нескольких вариантов.
_В-четвёртых. .Совершенствовалась процедура тестирования.Прежде всего-это осуществлялось за счёт использования компьютеров для предъявления тестового материала,адаптированного к индивидуальным способностям испытуемых, а так же применения "программированных тестов"\т.н.обучающих заданий\.
Таким образом,анализ технологической практики тех лет убедительно показывает,что психологи предпринимали попытки разными ухищрениями развить далее метод тестов.Вместе с тем,серьёзных усовершенствований наиболее существенных его элементов в то время предложено не было.
В последующие годы развитие метода носило более фундаментальный характер.Анализ литературных источников и реальной практики показывают,что в современных условиях совершенствование теста фокусировалось в основном в рамках шести направлений:
1.развитие подходов в теоретическом обосновании текстовых конструктов,
2.переход от статистической нормы к социально-психологическому нормативу,
3.внедрение критериально-ориентированного тестирования,
4.учёт экологической валидности теста в диагностике,
5.развитие математико-статистической основы тестов,
6.компьютеризация тестирования.
_3.1.Развитие теоретического обоснования тестовых конструкторов.
Качество психологического теста в определяющей степени зависит от того,насколько глубоко и всесторонне теоретически обоснованы его конструкты.В мировой практике сложился такой подход к теоретическому проектированию предмета диагностики\конструкта\,который предусматривает вначале предварительный углублённый теоретический анализ сущности психического процесса\свойства его состояния\,избранного в качестве предмета диагностики.
Далее выявляется его функциональная роль в деятельности человека.В последующем устанавливается возможно большее количество стимулов, актуализирующих или провоцирующих его проявления в индивидуальном сознании или поведении.Затем составляются максимально полные перечни как стимулов,так и проявлений психического процесса\свойства,состояния\,вызванных ими.
Стимулы описываются затем с точки зрения их интенсивности,выраженности и силы,а проявление-с т.з.их формы,структуры,содержания,временных параметров и т.п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.