Методика «Стили поведения в конфликте» (СПК) для детей младшего подросткового возраста. Теоретическое обоснование теста, страница 3

Следовательно методика «стили поведения в конфликте» устойчива к временным колебаниям состояния испытуемых.

Определение внутренней согласованности разрабатываемой методики, через расщепление теста на две части невозможно из-за несопоставимости составляющих ее частей. Разбиение «по четным и нечетным» заданиям невозможно, так как методика содержит три блока взаимосвязанных заданий на конфликтную ситуацию: со сверстниками, взрослыми и родителями. Поэтому расщепление теста производилось поочередно относя каждую группу заданий то к одной, то к другой половине теста. Коэффициент корреляции между результатами двух половин расщепленного теста оказался значимым  для всех шкал (p<0.01).Таким образом, предлагаемая методика является внутренне согласованной.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В начале исследования испытуемым дается инструкция:

«Сейчас Вам будут предложены карточки с картинками. Вы должны внимательно посмотреть и представить, что Вы находитесь в данной ситуации. Как бы Вы ответили, если бы были на его месте? Выберите из предложенных вариантов ответов тот, который соответствует вашему,  и поставьте в бланке ответов соответствующую букву»

Экспериментатор уточняет, нет ли у испытуемых каких-либо вопросов, поняли они, что им предстоит сделать. При наличие вопросов дается развернутое пояснение. Как правило, повторение инструкции не требуется. Обязательным условием  проведения исследования является наличие оптимального контакта экспериментатора с испытуемым(и). Исследование в группе  необходимо ограничивать  количеством  до 10-12 человек.  В случаях выраженного эмоционального возбуждения, депрессии или негативного отношения к проведению исследования целесообразно отложить, так как результаты исследования могут быть недостоверными.  При отказе испытуемого от участия в проведении исследования экспериментатор делает «мягкие» и корректные попытки по их стимуляции. Если испытуемые и дальше отказываются от участия в исследовании, то оно прекращается.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

К. Томас выделяет следующие стили поведения личности в конфликтной ситуации:

А. СОПЕРНИЧЕСТВО наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

Б. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

В. КОМПРОМИСС,как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

Г. ИЗБЕГАНИЕ (УХОД),для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

Д.  СОТРУДНИЧЕСТВО, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

ДЕШИФРАТОР К МЕТОДИКЕ СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ