Следовательно методика «стили поведения в конфликте» устойчива к временным колебаниям состояния испытуемых.
Определение внутренней согласованности разрабатываемой методики, через расщепление теста на две части невозможно из-за несопоставимости составляющих ее частей. Разбиение «по четным и нечетным» заданиям невозможно, так как методика содержит три блока взаимосвязанных заданий на конфликтную ситуацию: со сверстниками, взрослыми и родителями. Поэтому расщепление теста производилось поочередно относя каждую группу заданий то к одной, то к другой половине теста. Коэффициент корреляции между результатами двух половин расщепленного теста оказался значимым для всех шкал (p<0.01).Таким образом, предлагаемая методика является внутренне согласованной.
В начале исследования испытуемым дается инструкция:
«Сейчас Вам будут предложены карточки с картинками. Вы должны внимательно посмотреть и представить, что Вы находитесь в данной ситуации. Как бы Вы ответили, если бы были на его месте? Выберите из предложенных вариантов ответов тот, который соответствует вашему, и поставьте в бланке ответов соответствующую букву»
Экспериментатор уточняет, нет ли у испытуемых каких-либо вопросов, поняли они, что им предстоит сделать. При наличие вопросов дается развернутое пояснение. Как правило, повторение инструкции не требуется. Обязательным условием проведения исследования является наличие оптимального контакта экспериментатора с испытуемым(и). Исследование в группе необходимо ограничивать количеством до 10-12 человек. В случаях выраженного эмоционального возбуждения, депрессии или негативного отношения к проведению исследования целесообразно отложить, так как результаты исследования могут быть недостоверными. При отказе испытуемого от участия в проведении исследования экспериментатор делает «мягкие» и корректные попытки по их стимуляции. Если испытуемые и дальше отказываются от участия в исследовании, то оно прекращается.
К. Томас выделяет следующие стили поведения личности в конфликтной ситуации:
Б. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
В. КОМПРОМИСС,как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
Г. ИЗБЕГАНИЕ (УХОД),для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.