При создании методики «Стили поведения в конфликте» мы основывались на общетеоретических представлениях З.Фрейда и типологии стилей конфликтного поведения К. Томаса. В основе создания СПК лежит гипотеза проекции. Реализация гипотезы потребовала достижение следующих целей исследования: а) разработка стимульного материала с учетом требований, предъявляемых к проективным методикам (его неопределенность в смысловом отношении, эмоциональная насыщенность); б) характер содержания предлагаемой инструкции (краткость); в) статистическая обработка полученного материала.
Ведущее место при создании СПК занимает учет особенностей апперцепции субъекта, а именно: прошлый опыт взаимодействия с окружающей средой способствует ассимиляции и трансформации предложенного стимульного материала. В нашем случае конфликтные ситуации трансформируются в выбор определенного ответа.
Предлагаемая методика обладает рядом особенностей:
Стимульный материал представлен в виде 30 рисунков с изображением конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации охватывают три области активного взаимодействия младшего подростка, а именно: взаимодействие с родителями, сверстниками и взрослыми. Каждая область конфликта включает по 10 рисунков. Конфликтные ситуации, соответствующие различным областям взаимодействия и следуют в определенном порядке одна за другой. Стимульный материал оснащен вариантами ответов (шкалы), соответствующих аналогичным стилям поведения в конфликте, предложенным К. Томасом: соперничество, приспособление, компромисс, избежание и сотрудничество. Каждая шкала включает 30 вариантов ответов, выбор каждого из которых соответствует 1 баллу.
Предлагаемая методика предназначена для работы индивидуально и в группе подростков в возрасте 12-13 лет.
Стимульный материал распечатан по одному конфликтному сюжету на странице. Каждая карточка имеет свой порядковый номер. Полный набор стимульного материала приложен к методическому пособию.
Таким образом, нами максимально структурирован и адаптирован стимульный материал для младшего подросткового возраста, с целью выявления стилей их поведения. При создании методики мы учитывали возросшее число детей, имеющих отклонение в развитии.
Проверка валидности и надежности методики СПК проходила в несколько этапов.
На первом этапе осуществлялся отбор конфликтогенных ситуаций, характерных для детей младшего школьного возраста. Участниками данного этапа были студенты 5 курса факультета психологии (15 человек) и учащиеся (23 школьника). Затем из предложенных ситуаций были отобраны повторяющиеся и представлены в виде рисунков. Рисунки выполнил художник Г. Санников – преподаватель УдГУ, г. Ижевск. Полученный стимульный материал вторично был предложен для анализа студентам и учащимся.
На втором этапе составлялись и отбирались варианты ответов на стимульную конфликтную ситуацию. Полученные варианты ответов соотносились со стилями поведения в конфликте по К. Томасу и вносились в методику. Измененный вариант стимульного материала с вариантами ответов прошел апробацию на студентах и школьниках, она предлагалась120 учащимся седьмых классов (56 девочек и 53 мальчиков). Окончательный вариант методики состоит из 30 конфликтных ситуаций (рисунков).
На третьем этапе проводилась проверка на валидность и надежность. Валидность по содержаниюразрабатываемой методики получена методом экспертных оценок. Экспертами выступали студенты 5 курса факультета психологии и педагогики УдГУ, классные руководители седьмых классов. Первоначально выяснялось понимание экспертами стилей поведения в конфликте, затем осуществлялось знакомство с концепцией К.Томаса. На завершающем этапе эксперты составляли «ключ» к методике СПК, а именно, соотносили варианты ответов со стилями поведения по К.Томаса. Результаты исследования показали, что у экспертов не возникло расхождений при сотнесении вариантов ответов к шкале «соперничество» по шкалам: «сотрудничество», «компромисс», «избежание», «приспособление» наблюдались единичные рассогласования. Так, по шкалам «приспособление» и «компромисс» выявлено 9% расхождений с авторским вариантом, «избегание» – 6% и «сотрудничесиво» - 5%.
Измерение критериальной валидности использовались методы экспертных оценок учителей школ и метода контрастных групп. Экспертами при оценке учащихся общеобразовательной школы выступали учителя этих же школ, а в качестве контрастной группы – девиантные подростки 12-13 лет, учащиеся, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (18 человек) и учащиеся классов компенсирующего обучения (24 человека), а также учащиеся специализированных школ восьмого типа (21 человек). Учителям предлагалось выделить в классах конфликтных и неконфликтных учащихся, а затем оценить уровень конфликтности первых по пятибалльной системе. В выборке конфликтных средние значения равны 3, а стандартные отклонения 1.5. Испытуемые, получившие от 1.5 до 4.5 баллов, считались нами имеющими средний уровень конфликтности, а, получившие более 4.5 баллов, считались высококонфликтными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.