Группы конфликтных учащихся, выделенных классными руководителями, и группы, выделенные по результатам методики СПК частично совпали (51% совпадений). Рассогласование в оценке уровня конфликтности объясняется тем, что одна группа учителей понимали конфликтность, как проявление агрессии, другая - ограничивала зону конфликтов системой негативных отношений в системе «учитель-ученик».
Методика контрастных групп состояла в том, что результаты, полученные, на выборке девиантных подростков сравнивались с результатами испытуемых из репрезентативной группы, отобранных в случайном порядке. Результаты сравнительного анализа показали, что наиболее существенные различия выявлены по шкале «соперничество» и «избегание». По остальным шкалам различий не обнаружено.
Проверка конструктной валидности осуществлялась путем корреляционного анализа между результатами по шкалам методики СПК, измеряющий стиль поведения в конфликте, с баллами, полученными по каждому фактору 16-ти факторного опросника Р. Кеттелла. Коэффициент корреляции высчитывался по r-Пирсону. Результаты, полученные по методике Р. Кеттелла, переводятся в «стэны», то и в нашем случае первичные данные были переведены Z-единицы, а затем в «стэны». Таблица «стэнов» и коэффициентов корреляции представлены в приложении. В эксперименте участвовало 74 человека (17 девочек и 57 мальчиков). В результате анализа полученных данных обнаружена значимая прямая связь между результатами по фактору E с результатами по шкале соперничество и значимая обратная корреляционная связь по фактору E с результатами по шкале «приспособление» (p<0.01). Обнаружена значимая обратная связь между результатами по фактору Q4 и шкале “приспособление” (p<0.01).Хорошая обратная корреляциия получена между результатами по фактору F со шкалой «избегание» и результатами по фактору G с результатами по шкале “компромисс”(p<0.05). Аналогичные связи обнаружены между фактором Q4 и стилем поведения «компромисс».
Внутритестовая согласованность методики СПК выявлялась через биссериальную корреляцию между результатами каждого задания и суммарным результатом методики. Таблица с результатами биссериальной корреляции находится в приложении. Результаты анализа выявили, что большинство заданий имеют значимый положительный коэффициент корреляции, другие обладают обратной зависимостью. Это свидетельствует о том, что каждая конфликтная ситуация стимульного материала обладает разным весом по отношению к различным стилям поведения. Дальнейший анализ показал, что одни конфликтные ситуации более предрасполагали к выбору стиля «соперничества», другие к выбору «сотрудничества», «компромисса», «избегания» или «приспособления».
Таким образом, данная методика может быть использована только со всем набором конфликтных ситуаций. Их разнообразие и стили поведения в них соответствуют многообразию жизненных ситуаций.
Ретестовая надежность вычислялась как коэффициент корреляции между результатами дважды примененной методикой СПК на одной и той же выборке с интервалом в два месяца. В эксперименте участвовало 57 человек (27 девочек и 32 мальчика) общеобразовательной школы и 24 человека (10 девочек и 14 мальчиков) из классов компенсирующего обучения. Условия и процедура проведения СПК идентичны. Коэффициент корреляции высчитывался по r-Пирсону. Результаты коэффициентов корреляции приведены в приложении. Коэффициент ретестовой надежности оказался значимым для всех шкал (p<0.01).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.