Теоретическое исследование выразительности чтения как показателя языковой компетентности учащихся

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Глава 1. Теоретическое исследование выразительности чтения как показателя языковой компетентности учащихся

1.1. Понятие и составляющие языковой компетентности……………..6

1.2. Понятие и характеристика выразительности чтения . . . . . . . . . . . .11

1.3. Условия развития навыка выразительного чтения у младших школьников. Выводы по I главе..……………………………………………..19

Глава 2. Исследование опыта формирования языковой компетентности младших школьников через выразительное чтение

2.1. Констатирующий эксперимент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

2.2. Описание опыта работы по формированию  языковой компетенции через выразительное чтение . . ……………………………………………... .33

2.3. Контрольный эксперимент. Выводы по II главе… . . . . . . . . . . . . . 41

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51

Введение

По основным результатам международного исследования образовательных достижений российская школа не обеспечивает достаточную готовность ее выпускников к жизни, отвечающей современным требованиям. На результаты тестирования российских школьников могла повлиять недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому языку, оторванность содержания работы от реалий жизни, окружающей школьника.

Устранение таких недостатков требует пересмотреть требования к результатам обучения,  государственных стандартов образования, необходимо усилить диалогический характер гуманитарного образования, знакомя школьника с различными, порой противоположными точками зрения на изучаемые объекты и явления.       Не отказываясь от лучших традиций школы, усилить личностную и практическую  направленность содержания и процесса образования, повысив его развивающий характер.

Именно для решения этих первостепенных задач в стандартах основной школы по русскому языку в настоящее время вводятся понятия «коммуникативные компетенции», «языковые компетенции», «лингвистические компетенции» и «культуроведческие компетенции».

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно уметь общаться с людьми, быть адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой и образованной личности.

Всего этого можно добиться только в случае, если ребенку присуща такая способность как языковая компетентность. Языковая компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения языковой компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

Одним из главных показателей сформированности языковой компетентности у младших школьников является навык выразительного чтения.

Актуальность данных вопросов определила тему работы: «Работа над выразительностью чтения как показателем языковой компетентности младших школьников».

Цель исследования: доказать, что выразительность чтения является показателем языковой компетентности учащихся.

Объект исследования: языковая компетентность и выразительное чтение.

Предмет исследования: методы и приемы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения и языковой компетентности учащихся.

Гипотеза: выразительное чтение является показателем языковой

Похожие материалы

Информация о работе