Общие положения коммерческого права. Отношения по организации и осуществлению торговли, страница 2

Основанием возникновения отношений являются договоры, при этом договоры, относящиеся к основным (непосредственная реализация товаров), называются коммерческими сделками. К признакам коммерческих сделок относятся:

Ø Цель сделки, в качестве которой выступает извлечение прибыли (маржа). Прибыль – это разница между ценой товара и ценой реализации;

Ø Наличие специального субъекта в виде лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность;

Ø Коммерческие сделки всегда являются возмездными;

Ø Ограниченный характер сделок, где ограничения связаны:

*  С установленным законом ограничением инициативы сторон при заключении договоров (поставка товаров для государственных и муниципальных нужд);

*  Ограничение свободы при выборе контрагента и условиям договора (ст. 426 ГК РФ);

*  Ограничение по выбору процедуры и порядка заключения договоров правилами, установленными законом (ст. 447-449 ГК РФ);

*  Ограничение по реализации принципа равенства сторон (п. 55 Пост. № 6/8, ст. 426 ГК РФ).

2 вопрос

Коммерческие правоотношения подразделяются на организационные, как предпосылка возникновения имущественных отношений и имущественные, которые по правовой природе являются обязательственными, относительными, пассивными, сложными (синнологматическими).

К признакам правоотношений относятся:

·  Особый объект в виде товара;

·  Имущественный характер ответственности участников;

·  Исковой способ защиты.

Аналогично общим правилам, в структуру правоотношений включаются субъект, объект, содержание.

ОБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Правовой режим товаров определяется:

v Правомочиями (статусом) продавца и покупателя, которые характеризуются через правоспособность, влияющую на порядок совершения торговых сделок;

v Порядок приобретения и отчуждения различных видов товаров (правовой режим – установленный законом порядок…);

v Порядком хранения и учёта различных видов товаров.

Классификация товаров осуществляется в зависимости от целей использования, в связи с чем различаются:

☻  Товары потребительского назначения, которые в свою очередь подразделяются на промышленные и продовольственные. Кром того, такие товары в зависимости от вида товарной группы подразделяются на швейные, трикотажные, обувные, мебельные, строительные и электротовары. Общероссийский классификатор товаров;

☻  Товары производственного назначения, которые, в свою очередь, подразделяются на основное и вспомогательное оборудование, сырьё и материалы. Реализуемые товары должны быть надлежащего качества: понятие качества товара, а также техническое регулирование и сертификация; гарантийные сроки и сроки годности; требования из ненадлежащего качества.

СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

₪  Государственные и муниципальные органы, уполномоченные осуществлять организацию торговли и контроль за её осуществлением;

₪  Субъекты предпринимательской деятельности в виде:

~  ИП (ст. 23, 25 ГК РФ);

~  Коммерческие организации – хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), обязательственные права – управление, информация, прибыль, квота; ООО (риск убытков в пределах вклада), ОДО (в одинаковом для всех кратной доле в уставном капитале); АО: ЮЛ, УК которого разделён на акции. Акция – ЦБ, удостоверяющая обязательственные права участников. Обыкновенные без права голоса; Привилегированные – приоритетное распределение прибыли в фиксированном размере; ГУП, МУП (унитарное – единый собственник и уставный капитал, который не делится на доли); производственный кооператив (артель) – организация, основанная на добровольном объединении на основе членства, прибыль сначала распределяется пропорционально трудовому участию, а затем – пропорционально паю.

₪  Некоммерческие организации, которые могут быть участниками коммерческих правоотношений в случаях:

§  Если торговая деятельность соответствует уставным целям и задачам;