Общие положения коммерческого права. Отношения по организации и осуществлению торговли, страница 10

o  Как определённая ситуация на товарном рынке;

o  Как самостоятельные действия хозяйствующих субъектов.

Следовательно, конкуренция определяется как в объективном, так и в субъективном смыслах.

С объективной позиции (ситуация) конкуренция представляет собой ситуацию, в соответствии с которой отдельные субъекты предпринимательской деятельности не могут оказывать решающего воздействия на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. К общим условиям обращения товаров относятся спрос (количество товаров, которые готовы купить), предложение (товары, выставляемые на продажу) и рыночная цена (соотношение спроса и предложения). К признакам конкурентной ситуации относятся:

·  На рынке должны действовать имущественно и организационно независимые продавцы и покупатели товаров. При этом их количество должно быть достаточным как для возникновения состязательности, так и для формирования уровня платежеспособного спроса;

·  На рынке должны отсутствовать экономические и иные препятствия для доступа к сырью, материалам и иным ресурсам;

·  Конкурентный рынок характеризуется независимым поведением участников (отсутствие сговоров), если это приводит к отсутствию соглашения на установление цен, раздел рынка и отказ от заключения договоров с отдельными продавцами.

С субъективной стороны конкуренция представляет собой экономические отношения между хозяйствующими субъектами, которые возникают в связи с производством и обменом материальных благ. Содержание таких отношений составляет волевое поведение участников, заключающееся в состязательности между ними. Правовые формы реализации конкуренции заключаются в создании государством юридических условий существования состязательности на рынке.

В зависимости от типа рынка различаются виды конкуренции:

×  Совершенная конкуренция, имеющая место на рынке, где участвуют множество продавцов и покупателей, обладающих правом свободного выхода и входа на рынок соответствующих товаров;

×  Монополистическая конкуренция, имеющая место, если хозяйствующие субъекты совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. При этом возможность диапазона цен обусловлена способностью продавцов предлагать покупателям различные виды и варианты товаров;

×  Олигополия, в соответствии с которой небольшое число хозяйствующих субъектов контролируют значительную долю рынка, а соответственно вход и выход на рынок для новых участников затруднён или невозможен.

Конкуренцию, как экономическую категорию, необходимо отличать от права на конкуренцию. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, субъектам предпринимательской деятельности предоставлена возможность конкурировать между собой. Поэтому право на конкуренции можно определить, как субъективное гражданское право лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Такое право представляет собой установленную законом возможность осуществлять состязательную деятельность посредством совершения собственных самостоятельных действий в отношениях с другими хозяйствующими субъектами в целях получения приоритета на приобретение собственных товаров потребителями.

Содержание субъективного права на конкуренцию составляют:

ü Правомочия на совершение собственных действий, носящих состязательный характер. Такие действия подразделяются на ценовые и неценовые. Ценовые заключаются в снижении цен на собственные товары по сравнению с ценами других производителей на аналогичные товары. При этом в целях приоритета над хозяйствующими субъектами применяется «демпинг» (искусственное занижение цены). К неценовым действиям относятся те, содержание которых заключается в достижении приоритета путём увеличения потребительской стоимости товара, т.е. качество иных характеристик. Последнее достигается путём соответствия товаров, как обязательным требованиям  к качеству, так и дополнительных (напр., в результате саморегулирования – установление собственных требований к качеству);