возрастающей скорости к убывающей, или «точка перегиба» относится к 4 годам. Для поля зрения – к 6 годам. То же характерно и для инволюционных процессов: уменьшение остроты зрения с увеличением возраста происходит примерно до 79 лет, в дальнейшем – затихает постепенно. Инволюция поля зрения носит еще более замедленный темп.
Данные о возрастной изменчивости функций внимания, памяти и мышления содержатся в трудах Б.Г. Ананьева. Им и его последователями было выявлено чередование периодов подъема и спада в основных функциях интеллекта.
Наиболее изученными являются мнемические процессы.
Различные проявления памяти наблюдаются уже практически с момента рождения. Сначала в виде простого запечатления (еще не очень совершенного), затем, с развитием речи, временные характеристики и все подпроцессы памяти усложняются. Да и сама память, оказывая влияние на другие психические функции, продолжает неравномерно развиваться.
Так с 7 до 40 лет происходит нерегулярное чередование моментов повышения и понижения уровня продуктивности всех известных видов памяти. Изменение колебаний продуктивности памяти происходит в раннем юношеском возрасте и сохраняется в период ранней взрослости (18–27). Затем интенсивность снижается, т.е. самые интенсивные колебания приходятся на период самых высоких значений уровня памяти (12-13).
Т.о. происходит смена повышения и понижения показателей продуктивности памяти (большая амплитуда).
Гетерохронность – специальная закономерность, заключающаяся в неравномерном развертывании наследственной информации. Выделяют внутрисистемную и межсистемную гетерохронию.
Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания фрагментов одной функциональной системы.
Межсистемная гетерохронность относится к закладке и проявлениям темпов развития таких структурных образований, которые будут необходимы организму в различные периоды его постнатального развития.
В настоящее время накоплен огромный материал, показывающий несовпадение во времени фаз различных сторон развития ощущений, восприятия, памяти, мышления, способностей и в период созревания, и в позднем онтогенезе.
При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на значение неравномерности и гетерохронности созревания различных психических функций для всех стадий онтогенеза.
Контрольные вопрос
1. Раскройте сущность понятия «возрастной кризис».
2. Раскройте понятия неравномерности и гетерохронности и их роль в психическом развитии.
Семинарское занятие VI
1. Проблема возрастной периодизации в психологии
2. Природа, особенности протекания и значение возрастных кризисов в психическом развитии человека
3. Неравномерность и гетерохронность психического развития
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: – М.,1990. – Т. I.
2. Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. – М., 1977.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Спб.,1997.
4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. – М.,1993.
5. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л.,1980. – С.56 – 68, С.130 – 136.
6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971 – №4.
7. Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровнего развития личности в онтогенезе / Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.
Коллоквиум I
темы:
1. Предмет, задачи, методы возрастной психологии
2. Исторический обзор основных теоретических концепций в возрастной психологии
3. Развитие идей Л.С. Выготского в отечественной психологии
4. Проблема возрастной периодизации
Основные понятия: эксперимент, наблюдение, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, тест, экспериментально-генетический метод; ассимиляция; адаптация; аккомодация; схема; интериоризация; эгоцентризм; теории рекапитуляции; либидо; id ; ego; super-ego; базальное доверие-недоверие; эго-идентичность; кризис идентичности; эго-интеграция - отчаяние; ведущая деятельность; ведущие мотивы; зона ближайшего развития; неравномерность психического развития; гетерохронность; онтогенез; эмбриогенез; акмеология; геронтология
Период новорожденности
Возрастные границы: от дня появления на свет до 1 месяца. Основным новообразованием у новорожденного является индивидуальная психическая жизнь. С самого начала создается особая социальная ситуация развития – ситуация объективно-необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни новорожденного социально опосредованы. Несмотря на короткое время, этот период является очень важным для дальнейшего развития. Переходность данного периода проявляется на разных уровнях: общесоматическом, сенсорном и социальном.
Приспособление и адаптация новорожденного к новой окружающей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.