изучением влияния психологических факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Также целью изучения дисциплины является формирование у студентов представлений о практических аспектах психосоматики, о специфике проведения диагностического обследования.
В связи с этим основными задачами дисциплины “Основы психосоматики ” являются:
- изучить цели и задачи психосоматики;
- познакомиться с психосоматическими теориями и моделями;
- познакомиться с принципами организации диагностического обследования в психосоматике;
- ознакомиться с психологическими тестами, применяемыми в психосоматической практике;
- ознакомиться с применением психотерапии при психосоматических заболеваниях;
- ознакомиться с основами частной психосоматики.
Указанная тематика находит отражение в лабораторных занятиях, самостоятельной работе студентов.
Самостоятельная работа студентов реализуется в форме докладов, научных исследований по проблеме.
За время изучения дисциплины студенты должны приобрести теоретические и практические знания по основным разделам психосоматики, научиться критически, оценивать литературные источники, использовать приобретенные знания в организации психологической помощи лицам, имеющим нарушения в развитии.
1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе.
Государственный стандарт образования по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» предусматривает учебный курс «Основы психосоматики». Ему отводится значительная роль в подготовке к практическому решению задач психологической помощи проблемным детям.
Учебный курс предусматривает ознакомление будущих специалистов с основными психосоматическими теориями и моделями психосоматики, с особенностями проведения диагностической беседы, использованием психологических тестов в психосоматике, применением психотерапии при психосоматических заболеваниях, спецификой решения диагностических, коррекционных, психопрофилактических, консультативных, психолого-педагогических, просветительских задач.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы по семестрам для специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестр |
|
1 |
|||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану |
|||
Аудиторные занятия |
|||
Лекции |
|||
Семинары |
17 |
||
Практические |
|||
Лабораторные занятия |
|||
Контрольные работы |
|||
Курсовая работа (проект) |
|||
Вид итогового контроля |
зачет |
Раздел 1. Введение в психосоматику. Понятие психосоматики. Цели психосоматики. Задачи психосоматики. История становления психосоматики как отрасли научного знания. Характерология и типологии личности. Психоаналитические концепции. Интегративные модели. Теория функциональной ассиметрии мозга. Психофизиологически ориентированные модели психосоматических расстройств. Стратегии поведения при стрессе.
Раздел 2. Предпосылки психосоматических расстройств. Психологические предпосылки. Эмоции отрицательные и положительные, их влияние на здоровье человека. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния и болезнь. Влияние поведения и отношения больного к своей болезни на ее развитие. Принципы формирования личности и ее влияние на возникновение, и течение психосоматической патологии. Психические предпосылки. Понятие психосоматики в современной медицине. Варианты психосоматических заболеваний. Психосоматический подход к диагностике соматических заболеваний. Влияние психического состояния на соматическое. Гипотезы возникновения психосоматических заболеваний. Виды психосоматических расстройств. Факторы, способствующие развитию психосоматической патологии у различных возрастных групп.
Раздел 3. Диагностика в психосоматике. Диагностическая беседа. Психологические тесты в психосоматике. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН). Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина. Личностный опросник Айзенка, Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни. Методикак незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных. Опросник Шмишека. Опросник уровень субъективного контроля Роттера. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки. Методика измерения уровня тревожности Тейлора. Тест Кеттела. Клинический опросник для выявления невротических состояний. Тест Роршаха. Сонди-тест. ТАТ-тематический тест апперцепции. Рисуночные тесты.
Раздел 4. Психотерапия при психосоматических заболеваниях. Внутренняя картина болезни. Нозогении. Суггестивная психотерапия. Психосинтез. Терапия, фокусированная на решении. Позитивная психотерапия. Гештальт-терапия. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Символдрамма. Транзактный анализ. Арт-терапия. Психодрамма. Креативеая визуализация. Танцевально-двигательная терапия. Телесно-ориентированная терапия. Семейная психотерапия. Нейро-лингвистическое программирование.
Раздел 5. Частная психосоматика. Болезни органов дыхания. Сердечно-сосудистые заболевания. Психосоматика пищевого поведения. Желудочно-кишечные заболевания. Болезни эндокринной системы. Кожные заболевания. Болезни опорно-двигательного аппарата. Психовегетативные синдромы. Онкологические заболевания. Психосоматические аспекты депрессии. Инфекционные заболевания. Головная боль.
№ п/п |
Раздел лекционного курса, тема, содержание практического (семинарского) занятия |
Объем часов |
Контроль за усвоением программы курса |
1. |
Раздел 1. Введение в психосоматику. |
||
1.1. |
1. Понятие психосоматики. 2. Цели психосоматики. Задачи психосоматики. 3. История становления психосоматики как отрасли научного знания. 4. Характерология и типологии личности. Психоаналитические концепции. 5. Интегративные модели. 6. Теория функциональной ассиметрии мозга. 7. Психофизиологически ориентированные модели психосоматических расстройств. 8. Стратегии поведения при стрессе. |
2 |
составление конспектов |
2. |
Раздел 2. Предпосылки психосоматических расстройств. |
||
2.1. |
1. Психологические предпосылки. 2. Эмоции отрицательные и положительные, их влияние на здоровье человека. 3. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния и болезнь. 4. Влияние поведения и отношения больного к своей болезни на ее развитие. 5. Принципы формирования личности и ее влияние на возникновение, и течение психосоматической патологии. 6. Психические предпосылки. Понятие психосоматики в современной медицине. 7. Варианты психосоматических заболеваний. 8. Психосоматический подход к диагностике соматических заболеваний. 9. Влияние психического состояния на соматическое. Гипотезы возникновения психосоматических заболеваний. 10. Виды психосоматических расстройств. 11. Факторы, способствующие развитию психосоматической патологии у различных возрастных групп. |
3 |
конспект |
3. |
Раздел 3. Диагностика в психосоматике. |
||
3.1. |
1. Диагностическая беседа. 2. Психологические тесты в психосоматике. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН). 3. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина. 4. Личностный опросник Айзенка. 5. Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни. 6. Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных. 7. Опросник Шмишека. 8. Опросник уровень субъективного контроля Роттера. 9. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки. 10. Методика измерения уровня тревожности Тейлора. 11. Тест Кеттела. 12. Клинический опросник для выявления невротических состояний. 13. Тест Роршаха. 14. Сонди-тест. 15. ТАТ-тематический тест апперцепции. 16. Рисуночные тесты. |
4 |
конспект |
4. |
Раздел 4. Психотерапия при психосоматических заболеваниях. |
||
4.1. |
1. Внутренняя картина болезни. 2. Нозогении. 3. Суггестивная психотерапия. Техники. 4. Психосинтез. Техники. 5. Терапия, фокусированная на решении. Техники. 6. Позитивная психотерапия. Техники. 7. Гештальт-терапия. Техники. 8. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Техники. 9. Символдрамма. Техники. 10. Транзактный анализ. Техники. 11. Арт-терапия. Техники. 12. Психодрамма. Техники. 13. Креативеая визуализация. Техники. 14. Танцевально-двигательная терапия. Техники. 15. Телесно-ориентированная терапия. 16. Техники. Семейная психотерапия. Техники. 17. Нейро-лингвистическое программирование. Техники. |
4 |
конспект |
5. |
Раздел 5. Частная психосоматика. |
||
5.1. |
1. Болезни органов дыхания. 2. Сердечно-сосудистые заболевания. 3. Психосоматика пищевого поведения. 4. Желудочно-кишечные заболевания. 5. Болезни эндокринной системы. 6. Кожные заболевания. 7. Болезни опорно-двигательного аппарата. 8. Психовегетативные синдромы. 9. Онкологические заболевания. 10. Психосоматические аспекты депрессии. 11. Инфекционные заболевания. 12. Головная боль. |
4 |
конспект |
Всего часов: |
17 |
5.Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
6. Самостоятельная работа студентов.
Провести обследование испытуемого с помощью следующих методик:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.