Министерство образования Российской Федерации
Комсомольский -на-Амуре государственный
педагогический университет
Институт педагогики и психологии
Кафедра коррекционной педагогики и психологии
Согласованно Утверждено
На заседании кафедры На Совете института коррекционной педагогики и Протокол № ___________ психологии От «___» ________ 200 г.
Протокол № ___________ Председатель Совета
От «___» ________ 200 г.
Зав.кафедрой
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
2006
1. цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: изучение теоретических основ тифлопсихологии, роли зрения в познании окружающего мира, специфики психического развития детей с нарушениями зрения.
Задачи дисциплины:
- Формирование у студентов знаний о роли зрения в познании окружающего мира.
- Знакомство и изучение классификации нарушений зрительной функции.
- Ознакомление с причинами нарушений зрения.
- Знакомство со спецификой психического развития и вторичными отклонениями при повреждениях органов зрения.
- Знакомство со своеобразием развития познавательных процессов, эмоциональной сферы у людей, имеющих нарушения зрения, особенностями их ориентировки в пространстве.
- Формирование представления об особенностях осязания, памяти, мышления лиц с нарушениями зрения.
- Знакомство с кругом социально – психологических проблем лиц с нарушениями зрения.
2. требования к уровню освоения содержания
дисциплины
В результате изучения дисциплины «Психология лиц с нарушением зрения» студенты должны:
- Иметь представление о теоретических основах тифлопсихологии.
- Знать классификацию нарушений зрения у человека и причины этих нарушений.
- Уметь диагностировать слепых и слабовидящих детей.
- Иметь представления о вторичных отклонениях, возникающих на основе повреждения органов зрения.
- Иметь представление о своеобразии развития познавательных процессов и личностных черт у людей, имеющих нарушения зрительной функции.
- Знать качественные различия развития общения, игровой, учебной и трудовой деятельности детей, имеющих нарушения зрения.
- Уметь составлять программу коррекции недостатков психического развития детей с нарушениями зрения.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы |
всего часов |
семестр |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Общая трудоемкость дисциплины |
|||||
Аудиторные занятия |
|||||
Лекции |
50 |
||||
Практические работы |
17 |
||||
Лабораторные работы |
17 |
||||
Другие виды аудиторных занятий |
- |
||||
Самостоятельная работа |
72 |
||||
Курсовой проект |
|||||
Реферат |
10 |
||||
Другие виды самостоятельной работы |
62 |
||||
Вид итогового контроля |
зачет |
зачет |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:
№ |
Тематика занятий |
Лекции |
СЗ |
ЛР |
|
1 |
Теоретические основы тифлопсихологии. |
4 |
2 |
||
2 |
Классификация нарушений зрительной функции. |
6 |
2 |
||
3 |
Причины нарушений зрения. |
4 |
2 |
||
4 |
Особенности психического развития детей с нарушением зрения. |
6 |
2 |
2 |
|
5 |
Особенности развития познавательных процессов у слепых и слабовидящих детей. |
10 |
2 |
4 |
|
6 |
Личностные особенности слепых и слабовидящих детей. |
8 |
2 |
4 |
|
7 |
Особенности формирования различных видов деятельности у детей с нарушениями зрения. |
6 |
2 |
4 |
|
8 |
Социально – психологические проблемы лиц с нарушением зрения. |
6 |
3 |
3 |
|
Всего: |
50 |
17 |
4.2. Содержание разделов дисциплины:
Тема 1. Теоретические основы тифлопсихологии. Предмет и задачи тифлопсихологии. Изучение психики детей с нарушениями зрения. Проблемы тифлопсихологии. Концепция психического развития в условиях сенсорной недостаточности.
Тема 2 . Классификация нарушений зрительной функции. Особенности зрительного восприятия. Структура и функции зрительного анализатора. Классификация нарушений зрения.
Тема 3. Причины нарушения зрения.
Нарушения деятельности зрительного анализатора: врожденные и приобретенные нарушения. Степень нарушения функции зрительного анализатора.
Тема 4. Особенности психического развития детей с нарушенным зрением. Влияние дефектов зрения на формирование психики ребенка. Закономерности психического развития ребенка с нарушенным зрением.
Тема 5. Особенности развития познавательных процессов у слепых и слабовидящих детей. Особенности внимания. Влияние нарушений зрения на сенсорную организацию человека, его познавательную деятельность. Развитие и особенности памяти, мышления и речи детей с нарушениями зрения.
Тема 6 . Личностные особенности слепых и слабовидящих детей. Влияние органического дефекта на формирование и развитие личности слепых и слабовидящих детей. Изменения в динамике потребностей, интересов, ценностей. Отсутствие или нарушение внешних проявлений внутренних состояний.
Тема 7 . Особенности формирования различных видов деятельности у детей с нарушением зрения. Своеобразие развития предметной и учебной деятельности детей с нарушенным зрением. Специфика развития общения у слепых и слабовидящих детей. Система дифференцированного обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей.
Тема 8 . Социально – психологические проблемы лиц с нарушением зрения. Бытовые проблемы лиц с нарушением зрения и пути их преодоления. Возможности трудовой деятельности и трудоспособность. Социальная реабилитация лиц с нарушением зрения.
5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
№ |
Тема лабораторной работы |
1. |
Методы исследования психики детей, применяемые в тифлопсихологии. |
2. |
Методы исследования зрения у детей с нарушениями зрения. |
3. |
Особенности исследования ощущений и восприятия у детей с нарушениями зрения. |
4. |
Особенности исследования внимания у детей с нарушениями зрения |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.