§ 3. Разъёмные соединения
(по материалам уч. Канн С.Н., Свердлов И.А., стр. 462-475)
Лекция № 15.
Наиболее типичными узлами самолёта являются узлы стыковки крыла с центропланом. На примере этих соединений можно понять и правильно рассчитать любое другое соединение частей планера самолёта. Поэтому рассмотрим лишь узлы соединения крыла с центропланом применительно к лонжеронным и моноблочным конструкциям.
Стыковой узел лонжеронного крыла. Стыковые узлы лонжеронного крыла применяются двух типов (рис 14.14). Отличаются они расположением и характером работы стыковых болтов: узлы с болтами, работающими на срез (стыковой болт перпендикулярен оси пояса лонжерона – рис 14.14, а), и узлы с болтами, работающими главным образом на растяжение (ось болта совпадает с осью пояса или параллельна ей –рис. 14.14, б). Узлы первого типа больше распространены, так как они могут быть выполнены конструктивно проще и имеют меньший вес.
На рис. 14.18 и 14.16, а показаны нагрузки, действующие на узлы стыковки двухлонжеронного крыла и на верхний узел переднего лонжерона.
, и , где М1 и R1 – изгибающий момент и реакция переднего лонжерона;
Сила воспринимается стойкой лонжерона, создавая изгибающий момент
, где е – плечо силы Р = R1 / 2.
Для уравновешивания этого момента целесообразно стыковой болт располагать по высоте лонжерона таким образом, чтобы сила NB создавала момент т2 относительно линии центров тяжести сечения пояса лонжерона, равный моменту т1 и направленный в противоположную сторону:
т2 = - т1.
Отсюда находим эксцентриситет f силы NB относительно линии центров тяжести сечения пояса (рис. 14.16) по выражению
.
Так как сила R1 / 2 значительно меньше силы NB, то эксцентриситет f будет малым.
Болты, соединяющие узел с полкой лонжерона, следует располагать так, чтобы центр их жёсткости лежал на линии центров тяжести пояса лонжерона (таврика). Это уменьшит нагрузку на болты.
Расчёт стыкового болта производится от силы
на срез , где 2 – число плоскостей среза.
Толщина проушины δ проверяется на смятие
И на разрыв по сечению 1 – 1 (см. рис. 14.16, а) ,
где k подсчитывается по уравнению (14.2) : или принимается приближённо равным 0,8.
Вилку узла (см. рис. 14.16, а и 14.20) следует проверить в сечении т – т на растяжение силой Nн (для нижнего уха), а также на изгиб от моментов силы R1 / 2 на плече с, от силы Nн на плече ε и от силы Т на плече с/2 (считая при этом проушину защемлённой в вилке и лонжероне):
, где F – площадь сечения т – т с учётом ослабления отверстиями под болты;
ε – эксцентриситет силы Nн относительно центра тяжести сечения т – т;
Wx иWy – моменты сопротивления сечения ушка относительно осей х и у.
Перейдём к расчёту болтов, соединяющих узел с поясом лонжерона и стойкой. Рассмотрим общий случай, когда относительно точки О (рис. 14.21 и 14.22) пересечения линий центров тяжести пояса и стойки действует момент
Приближённо можно принять, что этот момент распределяется между поясом и стойкой лонжерона пропорционально их жёсткостям изгиба (EJ) и обратно пропорционально их длинам. Такое распределение получается из условия равенства при изгибе углов поворота сечений стойки и пояса в месте их взаимного опирания ( у точки О на рис. 14.22). Для стойки приведенной длиной будет Н/2 так как по середине высоты стойки изгибающий момент равен нулю. Для пояса это будет длина l, равная расстоянию между ближайшими стойками лонжерона.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.