Если материал пояса и стойки лонжерона одинаков, то изгибающий момент стойки
, а изгибающий момент пояса
, где
, Jп
и Jст. – моменты инерции сечений пояса и
стойки.
Для большей разгрузки пояса от изгиба желательно увеличивать момент инерции сечения стойки, т. е. её ширину. Это особо, когда проушины выполняются за одно целое с поясом (см. рис. 14.17); для узла, приведенного на рис 14.21, это имеет меньшее значение, так как здесь момент тп воспринимается не только поясом, но и узлом ( на участке, где изгибающие моменты максимальны).
Эпюры моментов тп и тст можно считать линейными, если пренебречь опиранием пояса и стойки о стенку. Очевидно, что если узел крепится к стойке шарнирно (одним болтом), то весь момент т передаётся на пояс.
![]() |
- от силы R
/ 2 , и от момента
,
где п – число болтов этой группы;
r - расстояние от центра жёсткости болтового соединения до оси рассчитываемого болта.
Сила N и
момент тп передаются болтами, соединяющими узел
с поясом. Сила, приходящаяся на один болт, является суммой двух составляющих –
от силы N и от момента относительно центра жёсткости болтового
соединения (см. 14.22, а). Однако вторая составляющая
всегда мала. Пренебрегая ею, получим одинаковые силы, приходящиеся на все болты
соединения:
, где п –
число болтов рассматриваемого соединения. Если в соединении не все болты
односрезные, то под п следует понимать число плоскостей среза и
соответственно под Р – силу на одну плоскость среза.
![]() |
В стреловидном крыле, когда бортовая нервюра является элементом крыла, сила N воспринимается поясами лонжерона и бортовой нервюры (рис. 14.23, а). Когда бортовая нервюра является частью фюзеляжа, стыковку удобно производить вертикальными болтами (см. рис. 14.23, б).
Узел с горизонтальной базой (рис. 14.24, а) может оказаться выгоднее для стыковки сильно нагруженных лонжеронов с малой высотой. Этот узел можно рассматривать как консольную балку, нагруженную силами
и
.
Нагрузки и эпюры моментов для узла и лонжерона приведены на рис. 14.24, б и в.
![]() |
Стыковой болт проверяют на срез от равнодействующей силы
.
От этой же силы проверяют прочность проушины на разрыв с учётом коэффициента k, определяемого по формуле (14.2) и толщину проушины на смятие. Сила R является исходной величиной для проверки прочности болтов (заклёпок) соединения узла с лонжероном. Кроме того, следует проверить прочность сечения т – т на разрыв от действия осевой силы N и на изгиб – от момента М = Р·l.
Узел крепления лонжерона с трубчатым поясом. Этот узел конструктивно представляет собой точёный стакан с фрезерованной проушиной или вилкой (рис. 14.26). Стакан заклёпками или болтами соединяют с поясом лонжерона. Нагружение и расчёт проушины производят по аналогии с узлом, изображённым на рис. 14.6 и 14.18. Заклёпки, соединяющие стакан с трубой, рассчитывают на срез и смятие от силы N.
Иногда для удобства монтажа в лонжеронах с трубчатым поясом узлы выполняются шаровыми (рис.14.27). Такой узел состоит из двух стаканов, соприкасающихся шаровыми поверхностями, которые стягиваются накидной гайкой 1 ( на рис. узел не затянут). Растягивающая осевая сила воспринимается срезом резьбы, разрывом накидной гайки 1, а также срезом и смятием буртика 2 накидной гайки. Поперечная сила
воспринимается изгибом накидной гайки и
изгибом стаканов. Величина
, где Qx
– перерезывающая сила, действующая в плоскости крыла.
В сечении т – т накидной гайки нормальные напряжения определяются по формуле
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.