Культурологические дисциплины в системе профильного обучения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Концепция профильного обучения определяет следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно математического, технологического и иных возможных негуманитарных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных гуманитарных и социально-экономических профилей)

Профильные общеобразовательные учебные дисциплины - дисциплины определяющие направленность каждого конкретно профиля обучения. Профильные дисциплины в отличие от базовых дисциплин являются дисциплинами повышенного уровня сложности и трудности. Так, например, к профильным дисциплинам повышенного уровня в естественно-научном профиле относятся физика, химия, биология; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся в рамках выбранного ими профиля.

Содержание базовых и профильных учебных дисциплин определяет федеральный компонент государственного стандарта общего образования, а достижение выпускниками уровня требований ГОС выявляется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы относятся к категории обязательных для посещения курсов по выбору учащихся. Количество элективных курсов в составе профиля должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Элективные курсы выполняют две основные функции:

·  «поддержка» изучения основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне;

·  внутрипрофильная специализация обучения, создающая возможности построения индивидуальных образовательных траекторий;

·  элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, и единый государственный экзамен по элективным курсам не проводится.

Включенность культурологического знания в содержание профильного обучения может быть различной. Это прежде всего культурологические дисциплины и элективные курсы в различных, не культурологических, профилях обучения.

Профиль обучения

Дисциплины базовой подготовки

Профильные дисциплины

Элективные курсы

Физико-матем

Физико-хим.

Химико-биологич.

Биолого-географич.

Агротехнич.

Наука в системе культуры

Информационно-технологический

Современная экранная культура

Индустриально-технологический

История материальной культуры

Социально-экономический

Культура и личность

Социально-гуманитарный

МХК

Человек в системе культуры

филологический

МХК

Русский язык в диалоге культур

Художественно-эстетический

МХК

МХК

Языки культуры

Основными направлениями специализаций по культурологическому профилю являются 

Специализация

Ориентация на специальность

Предпрофильные курсы

Базовые общеобразовательные дисциплины

Профильные дисциплины

Элективные курсы

Художественно-культурологическая

Историк художественной культуры; учитель; художественный критик; артменеджер

Современная художественная культура Петербурга

Русский язык; литература; иностранный язык; математика; история; обществознание; естествознание; физическая культура

Мировая художественная культура; профильные курсы искусства (по специализации)

Введение в теорию художественной культуры; социология художественной культуры; современная экранная культура

Философско-культурологическая

Философ; культуролог; преподаватель философии; учитель культурологии

Философские беседы о культуре

Иностранный язык; математика; естествознание; мировая художественная культура; физическая культура

Русский язык; литература; история; обществознание; введение в философию культуры

Культурная антропология; культурные смыслы бытия; социодинамика культурных форм; человек философствующий; личность и культура; языки культуры

Социально-культурологическая

Социолог культуры; социология искусства; артменеджер

Социальные отношения и процессы

Иностранный язык; математика; естествознание; мировая художественная культура; физическая культура

Русский язык; литература; история; обществознание; введение в философию культуры

Культурная антропология; культурные смыслы бытия; социодинамика культурных форм; повседневность как социокультурный феномен; социология художественной культуры

Этнокультурология

Этнокультуролог; учитель культурологии

Введение в народоведение

Иностранный язык; математика; естествознание; мировая художественная культура; физическая культура

Русский язык; литература; история; обществознание; введение в этнокультурологию

Культурные смыслы социального бытия; народы мира; народы России; народы Америки; народы Австралии и Океании; народы Евразии; народы Африки

Историко-культурологическая

Историк культуры; советник по культуре приадминистрации; учитель культурологии

Музеи Санкт-Петербурга

Иностранный язык; математика; естествознание; мировая художественная культура; физическая культура

Русский язык; литература; история; обществознание; введение в историческую культурологию

Культурные смыслы социального бытия; народы мира; народы России; социодинамика культурных форм; источниковедение культуры

Прикладная культурология

Менеджер молодежного досуга; артменеджер туристического бизнеса; социальный педагог

Основы арт-бизнеса

Иностранный язык; математика; естествознание; мировая художественная культура; физическая культура

Русский язык; литература; история; обществознание; введение в артменеджмент

Культурные смыслы социального бытия; социодинамика культурных форм; повседневность как социокультурный феномен; социология художественной культуры

Разрабатывая содержание культурологического профиля, мы ориентировались на уже разработанные. Так художественно-культурологический профиль строится в соответствии с содержанием художественно-эстетического профиля, этнокультурологический, социально-культурологический, историко-культурологический, философско-культурологический и профиль «Прикладная культурология» строятся на базе социально-гуманитарного профиля.

Введение культурологического профиля преследует следующие цели:

1.  обеспечить углубленное изучение отдельных культурологических дисциплин программы полного общего образования.

2.  создать условия для существенной дифферинцации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ в рамках специализаций культурологического профиля.

3.  способствовать установлению равного доступа к полноценному культурологическому образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их  способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

4.  расширить потребности к социализации учащихся, обеспечить

Похожие материалы

Информация о работе