одном уроке обязательно должны рассматриваться два-три вида искусства (литература, ИЗО, музыка), чтобы выявить единство в художественном отражении мира.
15. Чтобы активизировать мышление учащихся, необходимо обращаться к их знаниям по истории, литературе, музыке, ИЗО.
16. Для развития самостоятельного мышления педагог сначала сообщает краткую информацию о произведении: кем создано, когда, т. е. подводит к восприятию произведения; затем произведение читают, смотрят, слушают и определяют свое эмоциональное отношение. После этого дается анализ: принадлежность к направлению искусства (народному, религиозному, светскому профессиональному); содержание» замысел, предназначение, выразительные средства (особенность литературного языка, архитектурных форм, цветовой гаммы, линий, звучания музыки и т. д.) как отражение в данном произведении времени, страны, эпохи, мировоззрения.
17. Схемы примерного расположения материала на уроке.
1) характеристика эпохи — показ произведений — выводы. Объяснение нового материала: от общего к частному и вывод.
После характеристики культуры страны или стиля рассматриваются общие положения на примере конкретных произведений, которые выбирает педагог. В конце урока дается обобщение, делаются выводы, логический «мостик» к началу объяснения;
2) показ и разбор произведений — обобщение, вывод. Объяснение нового материала: от частного к общему. Происходит знакомство с тремя произведениями или более разных видов искусства. В конце урока делается вывод;
3) тезис урока (главная мысль) — произведение (разбор) — тезис (главная мысль) — произведение (разбор) — вывод (обобщение). Такая схема урока подходит, когда нужно подтвердить главную мысль, каждый раз поясняя ее, на разных произведениях;
4) обсуждение двух-четырех произведений — выводы. Для обсуждения предлагаются контрастные по содержанию, или разностилевые, или принадлежащие разным эпохам произведения. Сначала дается информация, необходимая для дальнейшего обсуждения, или сразу учащимся предлагается самостоятельное осмысление. В заключение педагог приводит конкретную информацию, связанную с историей создания этих произведений.
18. При раскрытии каждой темы нужно хотя бы кратко отметить сквозные линии: представление о мире и о месте человека; нравственный и эстетический идеалы эпохи, представление о красоте; характерные черты культуры данной страны: природа, общественный строй, мировоззрение, религия, быт, фольклор, легенды, сказки, мифы; стиль искусства: романский, готический или стиль древнеегипетского, древнегреческого, древнеримского, византийского, древнерусского искусства и т. д.
19. Имея такой обширный материал необходимо использовать метод сравнений, сопоставляя произведения одинаковых жанров, видов искусства, но относящихся к разным эпохам. Например, архитектуру Древнего Египта и Древней Греции; романский стиль и готику; мифы Древнего Египта и Древней Греции; два образа природы; две иконы разных эпох или картину и икону с изображением Богородицы.
20. Контролировать знания учащихся необходимо в разнообразных формах: устный, письменный опросы, диалог, диспут, обсуждение, беседа, выступление (небольшое сообщение), сочинение.
21. МХК — самый объемный предмет в школе, при этом на него отводится меньше всего часов. Перегруженность информацией на уроках не вызовет положительной реакции ни у учащихся, ни у самого педагога. Поэтому необходимо учитывать возраст учащихся при рассмотрении художественных произведений.
22. Педагог сам выбирает те произведения из большого списка программы, которые он считает нужным изучать в данном классе.
Итак, каждый раз решается задача, в которой известна
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.