Тема: Культурогенез и природа культуры.
Цель:
Показать природу культуры в ее истоках и развитии, показать полемическую панораму понимания сущности культуры через рассмотрение различных теорий культурогенеза.
Задачи:
1) выделить несколько кардинально различающихся между собой теорий культурогенеза, дать уяснить основные моменты научных систем;
2) вывести основные понятия, используя каждый из подходов, чтобы через них дать характеристику природы культуры;
3) отметить принципиальные расхождения теорий;
4) подтолкнуть учеников к диалектическому принятию/ непринятию той или иной теории культурогенеза, заставив их мотивировать свою позицию;
5) извлечь на поверхность тенденции дальнейшего развития культуры согласно той или иной теории, таким образом «оживив», актуализировав в глазах ученика понимание природы культуры через раскрытие вопросов культурогенеза;
6) поставить вопрос о применимости того или иного подхода для понимания пространства родной культуры.
Урок первый: "Психоаналитическая теория культурогенеза Зигмунда Фрейда. Сублимационная природа культуры".
Цель: Развернуть перед учеником панораму теории Фрейда, показав природу культуры и феномен культурогенеза в преломлении психоаналитического взгляда на эти вопросы.
Задачи:
1) познакомить учеников с основными моментами теории психоанализа, придерживаясь соответствующей терминологии.
2) обозначить место теории Фрейда в мировой науке и возможность его применения в культурологической науке.
3) на ярких примерах объяснить, в чем по Фрейду состоит природа культуры, и как происходил процесс культурогенеза, связав данное понимание с предваряющей ее теорией Дарвина и материалистическими обоснованиями Маркса; раскрыть понятие «чувство вины» как основной двигатель культурного прогресса человечества.
4) обсудить с учениками возможности развития данного подхода, раскрыв его применение на различных памятниках культуры.
Основные понятия: культурогенез, природа культуры,отцеубийство, тотемическая трапеза, Эдипов комплекс, сублимация, преанимистическая, анимистическая, религиозная и научная фазы развития культуры ,аутоэротизм, нарциссизм, сознательное и бессознательное, боязнь инцеста, табу, приспособление, вытеснение, примитивная организация.
Авторы: Зигмунд Фрейд. Тотем и табу// Я и Оно. М.: Эксмо-пресс, Харьков: Фолио, 2000.
Урок второй: "Семиотическая теория культурогенеза Эрнста Кассирера. Символическая природа культуры".
Цель: Раскрыть знаковую природу культуры, представить символ как основание культурогенеза.
Задачи:
1) Показать символическую систему как присущую исключительно человеку;
2) Ввести понятие символа и представить символическую систему как новую, человеческую реальность;
3) Развести понятия сигнала и символа как оператора в первом случае, имеющего и физическое и функциональное бытие, и десигната во втором, имеющего функциональную значимость для универсума символического, истинно и исключительно человеческого;
4) Показать человека обращающимся во взаимодействии с миром не к самим вещам, а к символам, представив природу символа доминирующей, привести соответствующие примеры;
5) Определить истоки культурогенеза в рефлективной мысли человека, основанной на символическом восприятии.
Основные понятия: символ, сигнал, оператор, десигнат, физическое и функциональное бытие, функциональная значимость, реакция, принцип символизма, архитектоника и материал культуры, семантика и семантическая подвижность, рефлективная мысль, «внутренняя речь».
Авторы: Эрнст Кассирер. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры.// Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998.
Урок третий: «Аксиологическая теория культурогенеза Вильгельма Виндельбанда. Ценностная природа культуры».
Цель: Показать ценностно–нравственную природу культуры, раскрыть культурогенез как результат нравственной деятельности человека;
Задачи:
1) Показать наряду с эмпирическим восприятием мира наличие сверхопытной необходимости разума, существующей априори в разуме человека и являющейся причиной нравственной деятельности человека;
2) Раскрыть понятие трансценденции и трансцендентального синтеза, последнее – как звено, структурирующее человеческий опыт и побуждающее человека к деятельности;
3) Определить понятие категорического императива как принцип, которым руководствуется человек в своей нравственной деятельности;
4) Показать нравственную деятельность как акт, вследствие которого происходит процесс культурогенеза, утвердить нравственность как доминирующую этическую ценность, являющую собой природу культуры по теории Виндельбанда;
5) Обсудить вопрос о том, что нравственное развитие личности может быть определено как культурогенез одного сознания;
6) Подвести итоги по теме, обобщив материал.
Основные понятия: ценность, эмпирическое, сверхэмпирическое, трансценденция, трансцендентальный синтез, нравственная деятельность, категорический императив, закон свободной воли.
Авторы: Вильгельм Виндельбанд. Философия культуры и трансцендентальный идеализм.// Избранное. Дух и история. М.: Юристъ, 1995.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.