Томас Мор "Утопия". Проблема развития производственных отношений на базе тех. прогресса

Страницы работы

Содержание работы

Томас Мор

Утопия

Европ-му обществу XVI столетия, основанному на социальном неравенстве, Томас Мор противопоставляет четкую схему общества, где нет частной собственности. Матер-ые блага принадлежат трудящимся. Общими в Утопии явл-ся не только недра, но и вся продукция общ-го произв-ва. Гос-во в лице сената производит учет и распределение продуктов потреб-ия в интересах всего общ-ва.

Основное значение придается поиску справедл-ой системы организ-ии произв-ва. Нет част. собств-ти, а труд обязателен для всех.

Т.к. население поголовно занято общест-но полезным трудом, сущ-ет изобилие продуктов и действует коммунистический принцип распред-ия всех благ по потребностям.

Установлен 6 час. рабочий день. Сифогранты, наблюдающие, чтобы никто не леннствовал, следят и за тем, чтобы  никто не работал с раннего утра до поздней ночи.

Все свободное время дозвол-ся каждому проводить по своему усмотрению, причем большинство предпочитает свой досуг направлять на науки. Проблема тяжелых и неприятных работ реш-ся с помощью рабства, либо религии. Наряду с рабами, «рабский труд» несут и некоторые свободные граждане Утопии, в силу религиозных убеждений.

Подобно Сократу понятие «досуг» сопоставляется с понятием умственного труда, противопоставленного телесному рабству.

В обществе, где человек должен трудиться ради хлеба насущного, досуг ради духовной жизни должен оплачиваться чужим трудом. В Утопии действует всеобщая трудовая повинность и скромная, но обеспеченная всем необходимым жизнь на началах «равенства». Основной хоз-ой единицей Утопии явл-ся семья. Главный признак ее – профессиональная принадлежность к опред-му виду ремесла. Отношения в семье строго регул-ся патриарх-ным образом. Во главе стоит старейший.

Жены услужают мужьям, дети – родителям, младшие – старшим. Распространено почитание предков. Идеализир-ся организация Средних Веков с ее систем-ой разделения труда и специализаций.

По отношению к округе горожане Утопии считают себя скорее держателями, чем владельцами.

Проблема развития производственных отношений на базе тех. прогресса не удел-ся внимания, но утопийцы сеют хлеб и растят скот в большем кол-ве, чем нужно для себя. Остальным делятся с соседями.

Благодаря отсутствию частной собств-ти, отношения строятся на основе сотруднич-ва и взаимовыручки свободных граждан.

Люди, проявившие способности к умственному труду, освобожд-ся от физ-го.

Рабы – бесправная категория, постоянно закованная в цепи и постоянно занятая работой. Рабство явл-ся помимо прочего наказанием за преступления и средством перевоспитания. Главным источником рабов служат уголовники (сам Т. Мор был известным работорговцем, поставлявшим рабов из Африки).

Утопия – федерация 54 городов. Глав-й орган – сенат – в столице Амауроте. Сенат состоит из представ-ей всех городов (явная отсылка к недавно захвач-му Теночтитлану). Граждане каждого города ежегодно избирают и присылают в сенат 3 представ-ей (еще более явная). Срок полномочий – 1 год. Сенат регулирует произв-во и распределение продуктов потребл-ия. Кроме сената существ-ло еще и народное собрание всего острова.

Каждые 30 хоз-в (семейств) Утопии избирали особое должностное лицо, называемое сифогрантом, состовляющих низшую категорию должностных лиц. На город их 200 чел. Поочереди они посещают сенат.

Во главе каждого города стоит принцепс. Народ сам выдвигает на пост главы 4 кандидатов. Из них 200 сифогрантов избирают (тайное голосов-ие) лучшего. Принцепс действовал пожизненно (если не стремился к тирании).

Так же граждане Утопии избирают высших долж. лиц траниборов (протофилархов). Каждый из них возглав-т 10 сифогрантов и из семьи.

Высшие лица и сам правитель избир-ся из числа ученых.

Соц-полит строй обеспеч-т дружественные отношения между должност-ми лицами и народом.

Утопийцы свободолюбивы, ненавидят тиранию и помогают другим народам избав-ся от нее.

Все магистраты и правитель – верные слуги своего народа.

Отсутств-т юристы, законов немного, они ясны и защищают интересы народа.

Соц-полит строю соответ-ют основные принципы ее внешней политики. Осужд-ся агрессия и война (но нет пацифизма), но утопийцы опытные и храбрые солдаты.

Главная этическая проблема – проблема счастья. Все счастье, или наиболь-ая доля заключены в удовольствии, наслажд-ии. Удовольствие – всякое движение и состояние тела и души, пребывая в которых под водительством природы чел-к пребывает в наслажд-ии.

Более всего ценятся духовные удовольствия.

Этика построена на разуме.

Религия постулирует бессмертие души и ее предназначение к счастью, проникнута рационализмом, несколько утилитарна.

Морально то, что соответ-ет интересам большинства. Все противопоставленное – аморально.

Похожие материалы

Информация о работе