Психоаналитическая теория культурогенеза Зигмунда Фрейда. Сублимационная природа культуры

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

 Тема: Культурогенез и природа культуры.

Цель:

Показать природу культуры в ее истоках и развитии, показать полемическую панораму понимания сущности культуры через рассмотрение различных теорий культурогенеза.

Задачи:

1)   выделить несколько кардинально различающихся между собой теорий культурогенеза, дать уяснить основные моменты научных систем;

2)   вывести основные понятия, используя каждый из подходов, чтобы через них дать характеристику природы культуры;

3)   отметить принципиальные расхождения теорий;

4)   подтолкнуть учеников к диалектическому принятию/ непринятию той или иной теории культурогенеза, заставив их мотивировать свою позицию;

5) извлечь на поверхность тенденции дальнейшего развития культуры согласно той или иной теории, таким образом «оживив», актуализировав в глазах ученика понимание природы культуры через раскрытие вопросов культурогенеза;

6) поставить вопрос о применимости того или иного подхода для понимания пространства родной культуры.

Урок первый: "Психоаналитическая теория культурогенеза Зигмунда Фрейда. Сублимационная природа культуры".

Цель: Развернуть перед учеником панораму теории Фрейда, показав природу культуры и феномен культурогенеза в преломлении психоаналитического взгляда на эти вопросы.

Задачи:

1) познакомить учеников с основными моментами теории психоанализа, придерживаясь соответствующей терминологии.

2) обозначить место теории Фрейда в мировой науке и возможность его применения в культурологической науке.

3) на ярких примерах объяснить, в чем по Фрейду состоит природа культуры, и как происходил процесс культурогенеза, связав данное понимание с предваряющей ее теорией Дарвина и материалистическими обоснованиями Маркса; раскрыть понятие «чувство вины» как основной двигатель культурного прогресса человечества.

4) обсудить с учениками возможности развития данного подхода, раскрыв его применение на различных памятниках культуры.

Основные понятия: культурогенез, природа культуры,отцеубийство, тотемическая трапеза, Эдипов комплекс, сублимация, преанимистическая, анимистическая, религиозная и научная фазы развития культуры ,аутоэротизм, нарциссизм, сознательное и бессознательное, боязнь инцеста, табу, приспособление, вытеснение, примитивная организация.

Авторы: Зигмунд Фрейд. Тотем и табу// Я и Оно. М.: Эксмо-пресс, Харьков: Фолио, 2000.

  Урок второй: "Семиотическая теория культурогенеза Эрнста Кассирера. Символическая природа культуры".

    Цель: Раскрыть знаковую природу культуры, представить символ как основание культурогенеза.

    Задачи:

1)  Показать символическую систему как присущую исключительно человеку;

2)  Ввести понятие символа и представить символическую систему как новую, человеческую реальность;

3)  Развести понятия сигнала и символа как оператора в первом случае, имеющего и физическое и функциональное бытие, и десигната во втором, имеющего функциональную значимость для универсума символического, истинно и исключительно человеческого;

4)  Показать человека обращающимся во взаимодействии с миром не к самим вещам, а к символам, представив природу символа доминирующей, привести соответствующие примеры;

5)  Определить истоки культурогенеза в рефлективной мысли человека, основанной на символическом восприятии.

Основные понятия: символ, сигнал, оператор, десигнат, физическое и функциональное бытие, функциональная значимость, реакция, принцип символизма, архитектоника и материал культуры, семантика и семантическая подвижность, рефлективная мысль, «внутренняя речь».

Авторы: Эрнст Кассирер. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры.// Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998.

   Урок третий: «Аксиологическая теория культурогенеза Вильгельма Виндельбанда. Ценностная природа культуры».

     Цель: Показать ценностно–нравственную природу культуры, раскрыть культурогенез как результат нравственной деятельности человека;

    Задачи:

1)  Показать наряду с эмпирическим восприятием мира наличие сверхопытной необходимости разума, существующей априори в разуме человека и являющейся причиной нравственной деятельности человека;

2)  Раскрыть понятие трансценденции и трансцендентального синтеза, последнее – как звено, структурирующее человеческий опыт и побуждающее человека к деятельности;

3)  Определить понятие категорического императива как принцип, которым руководствуется человек в своей нравственной деятельности;

4)  Показать нравственную деятельность как акт, вследствие которого происходит процесс культурогенеза, утвердить нравственность как доминирующую этическую ценность, являющую собой природу культуры по теории Виндельбанда;

5)  Обсудить вопрос о том, что нравственное развитие личности может быть определено как культурогенез одного сознания;

6)  Подвести итоги по теме, обобщив материал.

Основные понятия: ценность, эмпирическое, сверхэмпирическое, трансценденция, трансцендентальный синтез, нравственная деятельность, категорический императив, закон свободной воли.

Авторы: Вильгельм Виндельбанд. Философия культуры и трансцендентальный идеализм.// Избранное. Дух и история. М.: Юристъ, 1995.

Похожие материалы

Информация о работе