Проблемные вопросы
Урок первый: "Психоаналитическая теория культурогенеза Зигмунда Фрейда. Сублимационная природа культуры".
Насколько необходим был этот этап в истории культурологической науки, возможно ли применение психоаналитического подхода в изучении культуры сегодня? (вопрос для размышления по ходу лекции).
Вопросы для группового обсуждения:
1) Как могла бы развиваться культурология, если бы пошла только путем психоанализа?
2) Как можно интерпретировать текст того или иного памятника культуры, опираясь на концепцию психоанализа (предлагаются следующие примеры: «Сотворение Адама» Микельанджело, Impire State Building в Нью-Йорке, «Винни Пух» А.А. Милна)?
3) Выражает ли психоанализ всю глубину взаимосвязей феноменов и явлений культуры (обосновать мнение)?
Домашнее задание: прочтение и устная интерпретация отрывка «Происхождение экзогамии и ее отношение к тотемизму» из работы Фрейда «Тотем и табу».
Урок второй: "Семиотическая теория культурогенеза Эрнста Кассирера. Символическая природа культуры".
Вопросы для группового обсуждения:
1) Прокомментируйте применение такой универсальной категории, как символ, в качестве основания в понимании природы культуры. Насколько плодотворными для культурологической науки могут быть результаты раскрытия семантики отдельного явления?
2) Постройте простую знаковую систему и прокомментируйте ее структуру.
3) Раскройте семантику того или иного памятника культуры (предлагаются следующие примеры: «Возвращение блудного сына» Рембранта, Казанский собор в Санкт-Петербурге, посмертная маска Петра Великого).
Домашнее задание: прочтение и устная интерпретация введения из работы Кассирера «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры».
Урок третий: «Аксиологическая теория культурогенеза Вильгельма Виндельбанда. Ценностная природа культуры».
Вопросы для группового обсуждения:
1) Как нравственное развитие личности отражает процесс культурогенеза?
2) Как на примере одного памятника можно вывести ценностные основания той или иной культуры (предлагаются следующие примеры: Колизей в Риме, «Мона Лиза» Леонардо, «Побритая Джоконда» М. Дюшана)?
Домашнее задание: прочтение и интерпретация введения из работы Виндельбанда «Философия культуры и трансцендентальный идеализм».
Контрольный вопрос по всему блоку для письменной работы:
Какая философско-культурологическая система из прелставленных трех ближе всего вам и почему (обоснуйте ответ, пользуясь терминологией автора концепции)?
Планы уроков
Урок первый: "Психоаналитическая теория культурогенеза Зигмунда Фрейда. Сублимационная природа культуры".
1 мин. - организационный момент;
7 мин. - вступление (общая характеристика темы) в форме лекции, объяснение целей и задач всего тематического блока;
2 мин. - разъяснение общих вопросов учащихся; если таковых не имеется с их стороны – выяснение уровня понимания целей, задач и общего характера темы в форме беседы;
15 мин. – лекция на тему психоаналитической теории культурогенеза З. Фрейда, во время лекции возможны ответы на вопросы;
5 мин. - самостоятельная работа учащихся, групповое обсуждение предложенных вопросов;
10 мин. – выступление по обсужденным вопросам лидеров групп и всех желающих;
5 мин. – подведение итогов учителем, домашнее задание по уроку.
Урок второй: "Семиотическая теория культурогенеза Эрнста Кассирера. Символическая природа культуры".
1 мин. – организационный момент;
20 мин. – лекция по теме урока с опорным конспектом на доске с постоянными комментариями опорного конспекта учителем;
3 мин. – ответы на вопросы учеников, если таковых нет – общее повторение опорного конспекта;
5 мин. – групповая работа учеников, обсуждение поставленных вопросов;
10 мин. – выступление учеников, общеклассная дискуссия, подведение итогов учителем;
1 мин. – домашнее задание по уроку.
Урок третий: «Аксиологическая теория культурогенеза Вильгельма Виндельбанда. Ценностная природа культуры».
1 мин. – организационный момент;
15 мин. – лекция по теме урока с записью опорного конспекта на доске, комментарии учителя к последнему;
18 мин. – обсуждение проблемных вопросов по уроку, а также обобщение знаний по всему тематическому блоку, полученных учениками;
1 мин – домашнее задание по уроку;
10 мин. – выполнение учениками контрольного письменного задания;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.