Психоаналитическая теория культурогенеза Зигмунда Фрейда, Сублимационная природа культуры

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Проблемные вопросы

Урок первый: "Психоаналитическая теория культурогенеза Зигмунда Фрейда. Сублимационная природа культуры".

Насколько необходим был этот этап в истории культурологической науки, возможно ли применение психоаналитического подхода в изучении культуры сегодня? (вопрос для размышления по ходу лекции).

Вопросы для группового обсуждения:

1)  Как могла бы развиваться культурология, если бы пошла только путем психоанализа?

2)  Как можно интерпретировать текст того или иного памятника культуры, опираясь на концепцию психоанализа (предлагаются следующие примеры: «Сотворение Адама» Микельанджело, Impire State Building в Нью-Йорке, «Винни Пух» А.А. Милна)?

3)  Выражает ли психоанализ всю глубину взаимосвязей феноменов и явлений культуры (обосновать мнение)?

Домашнее задание: прочтение и устная интерпретация отрывка «Происхождение экзогамии и ее отношение к тотемизму» из работы Фрейда «Тотем и табу».

Урок второй: "Семиотическая теория культурогенеза Эрнста Кассирера. Символическая природа культуры".

Вопросы для группового обсуждения:

1)  Прокомментируйте применение такой универсальной категории, как символ, в качестве основания в понимании природы культуры. Насколько плодотворными для культурологической науки могут быть результаты раскрытия семантики отдельного явления?

2)  Постройте простую знаковую систему и прокомментируйте ее структуру.

3)  Раскройте семантику того или иного памятника культуры (предлагаются следующие примеры: «Возвращение блудного сына» Рембранта, Казанский собор в Санкт-Петербурге, посмертная маска Петра Великого).

Домашнее задание: прочтение и устная интерпретация введения из работы Кассирера «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры».

Урок третий: «Аксиологическая теория культурогенеза Вильгельма Виндельбанда. Ценностная природа культуры».

Вопросы для группового обсуждения:

1)  Как нравственное развитие личности отражает процесс культурогенеза?

2)  Как на примере одного памятника можно вывести ценностные основания той или иной культуры (предлагаются следующие примеры: Колизей в Риме, «Мона Лиза» Леонардо, «Побритая Джоконда» М. Дюшана)?

Домашнее задание: прочтение и интерпретация введения из работы Виндельбанда «Философия культуры и трансцендентальный идеализм».

Контрольный вопрос по всему блоку для письменной работы:

Какая философско-культурологическая система из прелставленных трех ближе всего вам и почему (обоснуйте ответ, пользуясь терминологией автора концепции)?

Планы уроков

Урок первый: "Психоаналитическая теория культурогенеза Зигмунда Фрейда. Сублимационная природа культуры".

1 мин. - организационный момент;

7 мин. - вступление (общая характеристика темы) в форме лекции, объяснение целей и задач всего тематического блока;

2 мин. - разъяснение общих вопросов учащихся; если таковых не имеется с их стороны – выяснение уровня понимания целей, задач и общего характера темы в форме беседы;

15 мин. – лекция на тему психоаналитической теории культурогенеза З. Фрейда, во время лекции возможны ответы на вопросы;

5 мин. - самостоятельная работа учащихся, групповое обсуждение предложенных вопросов;

10 мин. – выступление по обсужденным вопросам лидеров групп и всех желающих;

5 мин. – подведение итогов учителем, домашнее задание по уроку.

Урок второй: "Семиотическая теория культурогенеза Эрнста Кассирера. Символическая природа культуры".

1 мин. – организационный момент;

20 мин. – лекция по теме урока с опорным конспектом на доске с постоянными комментариями опорного конспекта учителем;

3 мин. – ответы на вопросы учеников, если таковых нет – общее повторение опорного конспекта;

5 мин. – групповая работа учеников, обсуждение поставленных вопросов;

10 мин. – выступление учеников, общеклассная дискуссия, подведение итогов учителем;

1 мин. – домашнее задание по уроку.

Урок третий: «Аксиологическая теория культурогенеза Вильгельма Виндельбанда. Ценностная природа культуры».

1 мин. – организационный момент;

15 мин. – лекция по теме урока с записью опорного конспекта на доске, комментарии учителя к последнему;

18 мин. – обсуждение проблемных вопросов по уроку, а также обобщение знаний по всему тематическому блоку, полученных учениками;

1 мин – домашнее задание по уроку;

10  мин. – выполнение учениками контрольного письменного задания;

Похожие материалы

Информация о работе