Культурологическое образование в России конца 20в. нач. 21 в. (источник - лекция).
Образование - это ни одна дисциплина, а их целый компонент, целое направление. Система культурологического образования еще не обрела заверпюнный вид, она в развитии, в своем становлении. Мы не можем говорить о системе культурологического образования, т. к. в школе преподают только МХК.
В 60-х гг. появляются первые признаки выделения, в рамках существующих научных дисциплин одно направление изучающее область культуры. Она появилась в среде научных публикаций различных гуманистических наук.
Впервые дисциплина по изучению культур появилась в 1963г., в институте культуры и искусств.
60-70-е гг. возрастает интерес к культурной тематике. Идеологическая направленность в высших школах перестала удовлетворять интересы общества (марксиско-ленинская идеология как обязательное условие).
В 80-х возрастает интерес к культуре.
В 90-х - пик интереса к культуре.
В конце 80-х - нач. 90-х из учебных планов средних и специальных высших учебных заведений исключают дисциплины идеологического характера. На их месте нечего нового не появляется, а если появляется, то новые предметы преподают прежние преподаватели (например, новые дисциплины - Слово Божие, история религии и др.). Образуется некий духовный вакуум.
Необходимо было разработать новые программы преподавания новых предметов.
В 1987 г. программу по МХК разработала Предтеченская. А разработки по МХК Валицкой,
Мосоловой, Щедриной стали использовать на территории всей России.
Культурологию нельзя свести к одному определенному направлению => культурологию не все признают.
Флиер - статья «Культурологические науки» из «Энциклопедического словаря 20в». Т.1., стр. 368.
1. историко-культурные исследования общего характера;
2. исследование культуры ментальности;
3. исследование религиозного аспекта культуры (Лихачев).
4. литературоведческие исследования истории культуры;
5. исследование истории мифологической культуры;
6. исследование культуры в этнолингвистическом и семиотическом плане (Лотман, Успенский);
7. исследование на стыке научных направлений: искусствоведение, эстетика, философия культуры.
Впервые в учебных планах средних и специальных, высших учебных заведениях в 1992-1993 учебном году появляется учебная дисциплина - «Теория и история культуры», через несколько лет заменена учебной дисциплиной «Культурология».
1995г. - открываются четыре культурологических специальности:
1. теория культуры;
2. историческая культурология;
3. прикладная культурология;
4. музееведение консервация и реставрация историко-культурных объектов.
С 1995г. начинается подготовка специалистов культурологов.
Сейчас сложилось научное направление представляющее собой комплекс научных дисциплин.
(Объект - область действий, в рамках которой проводятся исследования. В культурологии объектом является культура.
Предмет - культурологическая деятельность человека, связанная с опредмечиванием и распредмечиванием).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.