Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).
В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.
Из лекций:
Формы обучения культурологии определяются:
Наиболее традиционной формой учебной работы является урок. Например, типичный комбинированный урок включает в себя следующие элементы:
1. организационный момент – готовность школьников;
2. проверка домашнего задания – проверка знаний и умений по прежней теме и необходимых для новой темы;
3. постановка цели урока перед учащимися;
4. организация восприятия и осмысления материала учащимися;
5. первая проверка понимания изученного;
6.организация усвоения способов деятельности;
7. добывание и творческое применение знаний, решение проблем и задач;
8. обобщение изученного на уроке и введение нового знания в рамки изученного ранее;
9. контроль результатов учебной деятельности и оценка знаний;
10. запись и объяснение домашнего задания;
11. подведение итогов уроков.
Типы и формы уроков:
Типы уроков |
Основная дидактическая задача урока |
Вводный урок |
Ввести в проблематику раздела, темы, показать значимость проблем, обозначить стержень дальнейшего изучения |
Урок предъявления и изучения нового материала |
Первичное осмысление нового содержания |
Урок применения знаний |
Выработка умений применять новые знания, углубление знаний, опыт творческой деятельности |
Урок обобщающего повторения и систематизации знаний |
Повторение и обобщение знаний, приведение их в систему |
Урок проверки знаний и умений |
Контроль и учет знаний в конце тем, аттестация знаний в конце четверти-триместра-полугодия. |
Урок комбинированного типа |
Урок на котором решаются несколько дидактических задач |
Формы урока |
Доминирующий методический прием |
Приемы учебной работы |
Урок-лекция |
Развернутое устное объяснение учителя |
· устное изложение, · объяснение, · рассуждение, · характеристика |
Лабораторное занятие |
Работа с текстом учебника, печатными материалами, первоисточниками |
· познавательные задания на анализ текста, · установление связей с ранее изученным материалом |
Семинарское занятие |
Самостоятельная предварительная работа учащихся и последующее обсуждение основных вопросов темы |
· эвристическая беседа, · ученические сообщения, · учебная дискуссия |
Практическое занятие |
Решение познавательных задач, выполнение практических заданий |
· практические задания, · сообщения об их выполнении; · проблемные задачи; · моделирование и обсуждение ситуаций |
Итоговое собеседование |
Фронтальная повторительная беседа (коллоквиум) |
· Повторительная и обобщающая беседа |
Традиционный урок |
Сочетание разнообразных методических приемов |
К нетрадиционным формам урока относятся игровые, дискуссионные, оценочные уроки: урок-суд, уроки-представления; уроки так называемого «журналистского» плана
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.