Урок как основная организационная форма обучения культурологии. Формы обучения культурологии

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Из лекций:

Формы обучения культурологии определяются:

  • характером взаимодействия учителя и учащихся: объяснительно-иллюстративным; развивающим; проблемным.
  • формой взаимодействия: системой индивидуального обучения, обучением в разновозрастных группах; обучение по методу проектов; дистанционное обучение; классно-урочная система обучения; лекционно-семинарская система обучения; предметно-курсовая система обучения.

Наиболее традиционной формой учебной работы является урок. Например, типичный комбинированный урок включает в себя следующие элементы:

1. организационный момент – готовность школьников;

2. проверка домашнего задания – проверка знаний и умений по прежней теме и необходимых для новой темы;

3. постановка цели урока перед учащимися;

4. организация восприятия и осмысления материала учащимися;

5. первая проверка понимания изученного;

6.организация усвоения способов деятельности;

7. добывание и творческое применение знаний, решение проблем и задач;

8. обобщение изученного на уроке и введение нового знания в рамки изученного ранее;

9. контроль результатов учебной деятельности и оценка знаний;

10. запись и объяснение домашнего задания;

11. подведение итогов уроков.

Типы и формы уроков:

Типы уроков

Основная дидактическая задача урока

Вводный урок

Ввести в проблематику раздела, темы, показать значимость проблем, обозначить стержень дальнейшего изучения

Урок предъявления и изучения нового материала

Первичное осмысление нового содержания

Урок применения знаний

Выработка умений применять новые знания, углубление знаний, опыт творческой деятельности

Урок обобщающего повторения и систематизации знаний

Повторение и обобщение знаний, приведение их в систему

Урок проверки знаний и умений

Контроль и учет знаний в конце тем, аттестация знаний в конце четверти-триместра-полугодия.

Урок комбинированного типа

Урок на котором решаются несколько дидактических задач


Формы урока

Доминирующий

методический прием

Приемы учебной работы

Урок-лекция

Развернутое устное объяснение учителя

·  устное изложение,

·  объяснение,

·  рассуждение,

·  характеристика

Лабораторное

занятие

Работа с текстом учебника, печатными материалами, первоисточниками

·  познавательные задания на анализ текста,

·  установление связей с ранее изученным материалом

Семинарское занятие

Самостоятельная предварительная работа учащихся и последующее обсуждение основных вопросов темы

·  эвристическая беседа,

·  ученические сообщения,

·  учебная дискуссия

Практическое

занятие

Решение познавательных задач, выполнение практических заданий

·  практические задания,

·  сообщения об их выполнении;

·  проблемные задачи;

·  моделирование и обсуждение ситуаций

Итоговое

собеседование

Фронтальная повторительная беседа (коллоквиум)

·  Повторительная и обобщающая беседа

Традиционный урок

Сочетание разнообразных методических приемов

К нетрадиционным формам урока относятся игровые, дискуссионные, оценочные уроки: урок-суд, уроки-представления; уроки так называемого «журналистского» плана

Похожие материалы

Информация о работе