Раннее Возрождение. Живопись. Формирование понимания отражения в живописи эпохи Раннего Возрождения

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Тема урока: «Раннее Возрождение. Живопись».

Цель урока: способствовать формированию понимания отражения  в живописи эпохи Раннего Возрождения.

Задачи урока:

- образовательная – дать ученикам необходимые знания об отражении эпохи Раннего Возрождения в живописи и представить специфические особенности письма нескольких мастеров XVв.;

- воспитательная – способствовать формированию у учеников собственной оценки данного периода, понимания развития мировой культуры;

- развивающая – способствовать развитию навыков работы с незнакомым визуальным материалом вычленяя главное.

Основные понятия и термины: реализм, гуманизм, перспектива, «лягушачья перспектива», монументализм, светская роспись.

Содержание урока.

Организационный момент.

Повторение материала прошлых уроков – основных понятий, характерных для искусства того времени, через плавное введение нового материала. Задаю наводящие вопросы: «Что же такое гуманизм?», «Вспомните скульптуры Донателло, что она выражает?» Подкрепляю дополнением ответы.

Приступаю к изложению нового материала. В архитектуре и скульптуре эпохи Раннего Возрождения уже наблюдался значительный прогресс, а вот в живописи еще сильны были готические тенденции в то время как ренессансные еще только начинали оформляться. Однако же именно живопись в наибольшей мере отвечала требованию эпохи Возрождения к реалистической передаче действительности, это и сыграло свою роль. Светотеневая лепка придавала фигурам объем, а живопись в отличие от скульптуры – владела многокрасочностью. А владение перспективой создавало полную иллюзию пространства. Запишем имя художника Мазаччо и название его картины «Изгнание из Рая» (репродукция и имя уже есть на доске). Спрашиваю, какие чувства производит фреска, ориентируясь  сначала на первое впечатление. Показываю, что именно это впечатление окажется, как правило, решающим. Что же изображено на картине? Дополняю, что главное показать отчаянье.до же изображено на картине? на первы планся решающим. в сперва на первое впечатление. и). ало свою роль.  еще сильны были готи

Поскольку человек выдвигается на первый план, то записываем термин «монументализм».

Однако Мазаччо выдающийся мастер не только формы, но и композиции, обращаю внимание на рисунок в учебнике на странице 290 – фреска в церкви Санта-Мария Новелла «Троица» и прошу указать, как выстроена композиция (треугольник). Обращаю внимание на слова начертанные над саркофагом Адама: «Я был некогда тем, чем вы являетесь, а тем, чем я являюсь, вы еще станете». Переходим к другому мастеру эпохи, это Фра Беато Анджелико, его фреску «Благовещение», наполненную лиризмом показываю. Рассказываю с целью не потерять внимание, что приставка «Фра» означает – брат. Прошу записать так: Ф.Б. Анджелико – лиризм. Следующий наш мастер Паоло Уччелло, говоривший, якобы, так: «…нет ничего сладостнее переспективы». Хочу показывать  картину «Битва при Сан - Романо» и некоторые другие  в электронном формате. Продемонстрирую перспективу. Отметим  так же, как и предыдущую. Перехожу к художнику Фра Филиппо Липпи, рассказываю несколько слов о нем, о его монашестве, чтобы учащиеся заинтересовались и слушали более внимательно. Ведь это сильно отличающийся по своему мировосприятию художник. Лиризм и теплота его произведений пленяют. (Я понимаю, что тему можно разделить таким образом, что часть материала ребята пройдут сами и я задам это в качестве домашнего задания). Показываю революционно круглую картину, написанную им с его жены и первенца, под названием «Мадонна с младенцем», прошу это отметить. И записать следующее: Нидерланды. Изобретение масленых красок.

Прошу открыть учебники на странице 298 и посмотреть работу художника Андреа Мантенья «Мертвый Христос», кратко рассказываю о его стремлениях к патетике, героизму, пластике, выразительности, для чего он и прибег к, это понятие запишем, «лягушачьей перспективе». Пока списывают с учебника, вешаю репродукцию картины «Весна» Боттичелли.

Крупнейший художник, занимающий особое место в искусстве Раннего Возрождения, запишем, Сандро Боттичелли. Любимый художник Лоренцо Великолепного, некоронованного правителя Флоренции, утонченного поэта и мыслителя, он воплотил стремления к идеалу, мистические тенденции, тягу к возвышенным образам и сложным аллегорическим сюжетам, столь характерным для окружения Медичи.

«Напомните мне, кто такие Медичи?».

Это время, когда уже нет явного страха перед богом, заметны языческие веяния, сильны античные мотивы и идеалы гуманизма, появляется картина «Весна». Весна принадлежит к наиболее сложным аллегорическим произведениям Боттичелли. Поговорим о героях картины. Пробуждение природы начинается по знаку Меркурия, он же символизирует май. В тетради будем записывать так как я на доске: Меркурий – май, далее видим трех Граций, ведущих хоровод. (Я все время спрашиваю, что делают персонажи картины, ребятам также должно быть это интересно). Грации приветствуют приход Весны. Весна – богиня Флора – посередине, усыпает землю цветами (центр картины). Грации и Флора - апрель. Из леса выбегает нимфа, преследуемая Зефиром – март. В глубине композиции Венера, богиня любви, подзывает Амура, приказывая ему воспламенять людские сердца.

Домашнее задание:  записать непройденные имена художников Раннего Возрождения со страниц 293 и 296(прочесть эти страницы) и кратко, одним словом, – характерную особенность. На отдельную оценку сделать доклад о другой известнейшей картине Боттичелли «Рожденная из пены» как упреждающее задание. На следующем уроке мы зачитаем некоторые моменты из докладов, давая желающим выступить. Дополним друг друга.  

Преподаватель-методист____________________

Похожие материалы

Информация о работе