Средства технологического обеспечения процесса обучения культурологии

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

47. Средства технологического обеспечения процесса обучения культурологии

Культурология – дитя науки новейшего времени, ориентированное на познание целостного человеческого мира. Она изучает широкий, динамичный (=> окончательно не определенный), системный объект – культуру как человеческое оформление бытия, как исполненную смысла утонченную форму жизни, результат практически-материальной, духовной и художественной деятельности человека. Особенностью содержания культурологического образования является:

1.  высокий уровень сложности учебной и педагогической деятельности;

2.  большой объем информации, обеспечивающей педагогический процесс.

Как известно, XXI век – век информационных технологий, предоставляющих возможность создания динамичного учебно-методического комплекса (УМК) для обеспечения педагогического процесса на основе новейших информационных технологий (здесь вспоминаем структуру УМК: нормативный, содержательный, технологический компоненты – см. Билет № 25. В рамках данного вопроса нас будет интересовать технологический компонент). Использование новейших технологий в некоторой степени решает проблему совершенствования учебного процесса благодаря своим достоинствам:

- управляемость;

- эффективность обратной связи;

- воспроизводимость отдельных стадий и всего процесса в целом – экономичность;

- гарантированность в достижении цели, результативность.

НО!! Использование инфотехнологий в процессе обучения предполагает не замещение преподавателя, а оптимизацию его работы по конструированию педагогических процессов, обеспечение эффективности управления репродуктивными формами учебной деятельности и создание условий для педагогического творчества.

УМК – совокупность нормативных и научно-методических материалов, конкретизирующих цель, задачи и способы педагогической деятельности;

+ информационная модель целостного педагогического процесса: программы, учебные планы, методические пособия, рекомендации, учебники, хрестоматии, справочная и научно-методическая литература, развернутое описание отдельных алгоритмов педагогической деятельности.

Информация в современном мире – важнейший ресурс (типа, как сырье и энергия). С появлением компьютерной техники в различных учреждениях культуры (музеях, библиотеках, архивах…) получила распространение безбумажная инфотехнология.

Преимущества инфо,  хранящейся на «машиночитаемых носителях»:

1.  значительное сокращение времени поиска необходимой инфо (поиск автоматизирован);

2.  поиск по рубрикам (автор, название, ключевое слово…);

3.  обработка текстовой и графической инфо, выборочная печать текстов в автоматическом режиме;

4.  сочетание различных видов инфо (текстовой, звуковой, динамичной экранной) => её «уплотнение».

При этом компьютер (как основной инструмент современной инфотехнологии) является:

- носителем инфо;

- источником инфо.

Процессы реформирования системы образования и воспитания идут параллельно с процессами взаимодействия науки и культуры и развиваются в условиях информатизации и компьютеризации общества.

Типы культуры: культура личного контакта => книжная культура => экранная культура.

Формируется абсолютно новый тип учебной деятельности – «экранно-динамическое моделирование», которое является основой для формирования нового исследовательского мышления в науке и искусстве – «поэтика диалога с экраном» (в противовес последовательной традиционной письменной культуре).

Основной признак экранной инфосистемы – динамический, диалоговый характер взаимоотношений экранного текста и партнера (а это, в свою очередь, чуть ли не культура личного контакта с другой эпохой!!).

Меняется и роль, значение учителя, предъявляемые требования к уровню его подготовки (технологическая грамотность).

Таким образом, технологический комплекс:

- как комплекс средств автоматизации и оптимизации трудоемких операций: освобождает время для собственно педагогического творчества;

- как информационный банк: является базой для создания системы программ, научно-методических и справочных материалов.

Технологический компонент делится на 2 вида:

Похожие материалы

Информация о работе