а) средства технологического обеспечения процесса обучения – система картотек (модульное построение, например: модуль «Художественная культура Древнего мира»):
· карточки изучаемых произведений (название, содержание, источник и/или библиографические данные, шифр библиотеки);
· библиографические карточки;
· биографические карточки;
· карточки с понятиями, категориями, терминами (в скобках – этимология слова, далее дается точное и краткое определение – дефиниция);
· карточки с планами уроков;
· карточки с заданиями.
Самое главное: картотека – это способ передачи содержательного компонента.
б) технические средства обучения (ТСО) делятся на следующие классы:
· звуко-технические средства (магнтиофоны, стереосистемы, средства индивидуального прослушивания, микрофоны, записывающие устройства);
· экранные средства (слайдпроекторы, простые или полуавтоматические; эпидеаскоп; кодопроекторы);
· визуальные экранно-динамические (кинопроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели, компьютеры с мультимедийными средствами) – для демонстрации учебных, просветительских, художественных фильмов и специальных мультимедийных программ.
НО!! Сами слайды, записи музыкальных произведений и лекций, аудиокассеты, дискеты, CD, DVD, видеокассеты – это дидактический материал => относятся к содержательному компоненту.
Также необходимо иметь в школе:
· оргтехнику (персональные компьютеры, сканер, принтер, ксерокс);
· соответствующие средства управления (автоматическое зашторивание, дистанционные пульты, управление экраном);
· обучающие программы для мультимедийных средств (интерактивный учебник, хрестоматия), тренинговые, контрольно-диагностические программы, справочные информационно-поисковые системы; игровые компьютерные программы.
Проблема усовершенствования УМК:
Т.к. УМК – это открытая развивающаяся система, которая реагирует на изменения внешних условий. А внешние условия таковы: на дворе XXI век. Технологии не стоят на месте. Поэтому ТСО как технология обеспечения учебной деятельности и представляющая собой традиционный подход к этому обеспечению уходит в прошлое, уступая место Мультимедиа-комплексу (ММК), организованному на основе современных информационных технологий.
Учебно-методические мультимедиа-комплексы – информационно-образовательные продукты, включающие электронные справочные пособия и издания, мультимедийные учебники, справочники, энциклопедии, тренажерные программные комплексы, тестовые системы, виртуальные учебные курсы + средства воспроизведения всего вышеперечисленного.
Компоненты ММК:
● экранно-статическая аппаратура (проектор, графопостроитель[1], кодоскоп[2]);
● экранно-динамические устройства (кинопроектор, телеприемник);
● звуко-технические средства;
● информационно-образовательные продукты.
Достоинства и преимущества ММК:
- мобильность: можно переносить из «базового» кабинета в другие, типа, как у нас из деканата переносят экран и проектор;
- компактность (слайдов тысячи, они занимают много места, а CD один);
- оптимизация поиска материала;
- возможность выхода в образовательную среду Интернет.
Основной недостаток ММК:
- дороговизна: сейчас общая стоимость ММК составляет ~ 3 тыс.$. Но несмотря на это, ММК позволяет экономить, т.к. не приходится закупать технику для каждого отдельного кабинета, ведь ММК – это достояние ВСЕЙ школы.
Главное уяснить, что ТСО – это вчерашний день и традиционный подход. Но если ты хочешь идти в ногу со временем, переходи к ММК.
Структура, чтоб стало понятно:
УМК
Нормативный компонент Содержательный компонент Технологический компонент:
↓
1) технологии образоват. процесса;
2) средства обучения: а) ТСО;
б) ММК.
[1] Графопостроитель(Плоттер) – это устройство для отображения векторных изображений на бумаге, кальке, пленке и других подобных материалах; устройство автоматического построения диаграмм или других изображений, вырисовываемых линиями.
[2] Кодоскоп(графопроектор, оверхед-проектор) – это оптические устройство, позволяющее проецировать на большой экран изображение с прозрачной пленки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.