Средства технологического обеспечения процесса обучения культурологии, страница 2

а) средства технологического обеспечения процесса обучения – система картотек (модульное построение, например: модуль «Художественная культура Древнего мира»):

·  карточки изучаемых произведений (название, содержание, источник и/или библиографические данные, шифр библиотеки);

·  библиографические карточки;

·  биографические карточки;

·  карточки с понятиями, категориями, терминами (в скобках – этимология слова, далее дается точное и краткое определение – дефиниция);

·  карточки с планами уроков;

·  карточки с заданиями.

Самое главное: картотека – это способ передачи содержательного компонента.

б) технические средства обучения (ТСО) делятся на следующие классы:

·  звуко-технические средства (магнтиофоны, стереосистемы, средства индивидуального прослушивания, микрофоны, записывающие устройства);

·  экранные средства (слайдпроекторы, простые или полуавтоматические; эпидеаскоп; кодопроекторы);

·  визуальные экранно-динамические (кинопроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели, компьютеры с мультимедийными средствами) – для демонстрации учебных, просветительских, художественных фильмов и специальных мультимедийных программ.

НО!! Сами слайды, записи музыкальных произведений и лекций, аудиокассеты, дискеты, CD, DVD, видеокассеты – это дидактический материал => относятся к содержательному компоненту.

Также необходимо иметь в школе:

·  оргтехнику (персональные компьютеры, сканер, принтер, ксерокс);

·  соответствующие средства управления (автоматическое зашторивание, дистанционные пульты, управление экраном);

·  обучающие программы для мультимедийных средств (интерактивный учебник, хрестоматия), тренинговые, контрольно-диагностические программы, справочные информационно-поисковые системы; игровые компьютерные программы.

Проблема усовершенствования УМК:

Т.к. УМК – это открытая развивающаяся система, которая реагирует на изменения внешних условий. А внешние условия таковы: на дворе XXI век. Технологии не стоят на месте. Поэтому ТСО как технология обеспечения учебной деятельности и представляющая собой традиционный подход к этому обеспечению уходит в прошлое, уступая место Мультимедиа-комплексу (ММК), организованному на основе современных информационных технологий.

Учебно-методические мультимедиа-комплексы – информационно-образовательные продукты, включающие электронные справочные пособия и издания, мультимедийные учебники, справочники, энциклопедии, тренажерные программные комплексы, тестовые системы, виртуальные учебные курсы + средства воспроизведения всего вышеперечисленного.

Компоненты ММК:

● экранно-статическая аппаратура (проектор, графопостроитель[1], кодоскоп[2]);

● экранно-динамические устройства (кинопроектор, телеприемник);

● звуко-технические средства;

● информационно-образовательные продукты.

Достоинства  и преимущества ММК:

- мобильность: можно переносить из «базового» кабинета в другие, типа, как у нас из деканата переносят экран и проектор;

- компактность (слайдов тысячи, они занимают много места, а CD один);

- оптимизация поиска материала;

- возможность выхода в образовательную среду Интернет.

Основной недостаток ММК:

- дороговизна: сейчас общая стоимость ММК составляет ~ 3 тыс.$. Но несмотря на это, ММК позволяет экономить, т.к. не приходится закупать технику для каждого отдельного кабинета, ведь ММК – это достояние ВСЕЙ школы.

Главное уяснить, что ТСО – это вчерашний день и традиционный подход. Но если ты хочешь идти в ногу со временем, переходи к ММК.

Структура, чтоб стало понятно:

УМК

Нормативный компонент                   Содержательный компонент               Технологический компонент:

1)  технологии образоват. процесса;

2)  средства обучения: а) ТСО;

б) ММК.



[1] Графопостроитель(Плоттер) – это устройство для отображения векторных изображений на бумаге, кальке, пленке и других подобных материалах; устройство автоматического построения диаграмм или других изображений, вырисовываемых линиями.

[2] Кодоскоп(графопроектор, оверхед-проектор) – это оптические устройство, позволяющее проецировать на большой экран изображение с прозрачной пленки.