Методика анализа явлений художественной культуры

Страницы работы

Содержание работы

Вопрос №50: Методика анализа явлений художественной культуры

Cсуществует огромное количество методов и методик, при помощи которых можно анализировать произведение искусства и явления ХК. Выделяют три большие группы методов анализа явлений ХК:

1.  общегуманитарные методы

§ 

§  герменевтико-феноменологический анализ (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер)

2.  философско-культурологические методы

§  культурно-исторический анализ (М. Ямпольский, Ревзин)

§  концептуалистский анализ (М. Фуко)

§  культурно-семантический анализ

§  интертекстуальный анализ (Ю. Кристива)

§  метод деконструкции (Ж. Деррида, Р. Барт)

3.  искусствоведческие методы

§  формальный метод анализа (Г. Вёльфлин)

§  иконологический анализ (Э. Панофский)

§  духовно-исторический метод (М. Дворжак)

§  постмодернистский анализ (Р. Краусс)

1. Цель иконологического анализа Э. Панофского заключается в открытии и интерпретации «символических ценностей» произведения искусства. Для достижения этой цели, исследователь выделяет три уровня анализа:

1.  Доиконографическое описание: рассматриваются предметы и события, представленные в мире мотивов и линиями, цветами и объемами (идентифицируются на основании практического опыта). На этом этапе необходимо выделить первичный (естественный) сюжет, имеющий фактический и выразительный пласты. «Мир чистых форм, воспринимаемый как носители первичных, или естественных, смыслов, можно назвать миром художественных мотивов. Перечисление этих мотивов и станет предиконографическим описанием произведения искусства». Этот уровень анализа перечисляет только факты, но «практический опыт является непременным, равно как и достаточным материалом для доиконографического описания, но он еще не гарантирует его правильности».

2.  Иконографический анализ затрагивает уже образы, истории и аллегории, т.о. предлагая нечто большее, чем знакомство с предметами и событиями практического опыта. На этом уровне анализа необходимо ознакомиться со специфичными темами понятиями в изложении литературных источников. На этой основе выделяется вторичный (условный) сюжет произведения искусства, т.е. соединение художественных мотивов и их комбинаций с темами и понятиями.  На этом этапе происходит описание и классификация образов. Но «это ограниченное и по сути своей вспомогательное исследование, результаты которого дают нам сведения о том, где и когда те или иные темы обрели зримую реальность в определенных мотивах». Именно иконографический анализ дает необходимую базу для дальнейшей интерпретации.

3.  Собственно иконологический анализ предполагает выявление внутреннего смысла произведения, его содержания. «По сравнению с сюжетом, содержание, пользуясь выражением Пирса, есть то, что произведение невольно выдает, но никогда не выставляет напоказ. Это — единая точка зрения нации, эпохи, класса, средоточие религиозных и философских убеждений, бессознательно угаданные и выраженные одной личностью и сконденсированные в одном произведении. Очевидно, что смысл подобного рода непроизвольного откровения будет затемнен в зависимости от того, в какой степени один из двух элементов, идея или форма, будет произвольно подчеркнут или затушеван». Необходимо при помощи синтетической интуиции (знакомство с основными тенденциями национального менталитета) выявить и уточнить те подспудные принципы, в которых проявляется общая точка зрения нации: «смыслы, составляющие мир «символических» ценностей». В результате выводится «общая история культурных симптомов, или «символов»»: постижение того, как при меняющихся исторических и социокультурных условиях сохранялись основные тенденции человеческой мысли, сохранялся национальный менталитет.

2. Историко-культурный метод М. Ямпольского и Г. Ревзина. Историко-культурный метод анализа может быть представлен следующим образом:

1. выбирается значимое социальное явление;

2. рассматриваются последствия и их место в национальной культуре в целом: рассматриваются:

ü культурно-исторический контекст в целом;

ü культурная семантика – культурные смыслы;

ü исторический срез сознания человека;

3. проводится сравнительный анализ объекта и последствий этого объекта в национальной культуре;

4. делаются выводы: выявляется роль этого социального явления в формировании национального менталитета, раскрываются новые ментальные черты.

3. Структурно-семиотический метод

* Ю.М. Лотман – выстраивание пространства Семиосферы художественного произведения (см мой билет по семиотике по Семиосфере).

* Р. Барт – структурное моделирование

С.М. – поиск структурных закономерностей.

Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних обстоятельствах и внутренних изменениях. Цель С.М. – воссоздание объекта так, чтобы обнаружились некие правила. Выделяют 2 этапа С.М.: расчленение и воссоздание.

Похожие материалы

Информация о работе