Вопрос №50: Методика анализа явлений художественной культуры
Cсуществует огромное количество методов и методик, при помощи которых можно анализировать произведение искусства и явления ХК. Выделяют три большие группы методов анализа явлений ХК:
1. общегуманитарные методы
§
§ герменевтико-феноменологический анализ (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер)
2. философско-культурологические методы
§ культурно-исторический анализ (М. Ямпольский, Ревзин)
§ концептуалистский анализ (М. Фуко)
§ культурно-семантический анализ
§ интертекстуальный анализ (Ю. Кристива)
§ метод деконструкции (Ж. Деррида, Р. Барт)
3. искусствоведческие методы
§ формальный метод анализа (Г. Вёльфлин)
§ иконологический анализ (Э. Панофский)
§ духовно-исторический метод (М. Дворжак)
§ постмодернистский анализ (Р. Краусс)
1. Цель иконологического анализа Э. Панофского заключается в открытии и интерпретации «символических ценностей» произведения искусства. Для достижения этой цели, исследователь выделяет три уровня анализа:
1. Доиконографическое описание: рассматриваются предметы и события, представленные в мире мотивов и линиями, цветами и объемами (идентифицируются на основании практического опыта). На этом этапе необходимо выделить первичный (естественный) сюжет, имеющий фактический и выразительный пласты. «Мир чистых форм, воспринимаемый как носители первичных, или естественных, смыслов, можно назвать миром художественных мотивов. Перечисление этих мотивов и станет предиконографическим описанием произведения искусства». Этот уровень анализа перечисляет только факты, но «практический опыт является непременным, равно как и достаточным материалом для доиконографического описания, но он еще не гарантирует его правильности».
2. Иконографический анализ затрагивает уже образы, истории и аллегории, т.о. предлагая нечто большее, чем знакомство с предметами и событиями практического опыта. На этом уровне анализа необходимо ознакомиться со специфичными темами понятиями в изложении литературных источников. На этой основе выделяется вторичный (условный) сюжет произведения искусства, т.е. соединение художественных мотивов и их комбинаций с темами и понятиями. На этом этапе происходит описание и классификация образов. Но «это ограниченное и по сути своей вспомогательное исследование, результаты которого дают нам сведения о том, где и когда те или иные темы обрели зримую реальность в определенных мотивах». Именно иконографический анализ дает необходимую базу для дальнейшей интерпретации.
3. Собственно иконологический анализ предполагает выявление внутреннего смысла произведения, его содержания. «По сравнению с сюжетом, содержание, пользуясь выражением Пирса, есть то, что произведение невольно выдает, но никогда не выставляет напоказ. Это — единая точка зрения нации, эпохи, класса, средоточие религиозных и философских убеждений, бессознательно угаданные и выраженные одной личностью и сконденсированные в одном произведении. Очевидно, что смысл подобного рода непроизвольного откровения будет затемнен в зависимости от того, в какой степени один из двух элементов, идея или форма, будет произвольно подчеркнут или затушеван». Необходимо при помощи синтетической интуиции (знакомство с основными тенденциями национального менталитета) выявить и уточнить те подспудные принципы, в которых проявляется общая точка зрения нации: «смыслы, составляющие мир «символических» ценностей». В результате выводится «общая история культурных симптомов, или «символов»»: постижение того, как при меняющихся исторических и социокультурных условиях сохранялись основные тенденции человеческой мысли, сохранялся национальный менталитет.
2. Историко-культурный метод М. Ямпольского и Г. Ревзина. Историко-культурный метод анализа может быть представлен следующим образом:
1. выбирается значимое социальное явление;
2. рассматриваются последствия и их место в национальной культуре в целом: рассматриваются:
ü культурно-исторический контекст в целом;
ü культурная семантика – культурные смыслы;
ü исторический срез сознания человека;
3. проводится сравнительный анализ объекта и последствий этого объекта в национальной культуре;
4. делаются выводы: выявляется роль этого социального явления в формировании национального менталитета, раскрываются новые ментальные черты.
3. Структурно-семиотический метод
* Ю.М. Лотман – выстраивание пространства Семиосферы художественного произведения (см мой билет по семиотике по Семиосфере).
* Р. Барт – структурное моделирование
С.М. – поиск структурных закономерностей.
Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних обстоятельствах и внутренних изменениях. Цель С.М. – воссоздание объекта так, чтобы обнаружились некие правила. Выделяют 2 этапа С.М.: расчленение и воссоздание.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.