Структура и функции знания в процессе обучения культурологическим дисциплинам

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Навыки и умения могут быть практическими и интеллектуальными. Это такие умения, как умение планировать свою познавательную деятельность, выделять существенное, рационально использовать средства учебной деятельности, сравнивать, умозаключать и др. В ходе его усвоения формируются умения и навыки восприятия, анализа, осмысления и интерпретации явлений культуры, опыт общения на различных его уровнях.

Третий элемент — опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к решению новых проблем, к творческому преобразованию действительности и самого себя. Ни объемы знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, освоенные по образцу, не могут обеспечить творческого развития учащихся. Творчеству необходимо учить с самого раннего возраста, и этому необходимо учить по-иному, чем научают знаниям и умениям. Важнейшей чертой творческой деятельности является самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, использование их при решении нестандартной познавательной или учебно-исследовательской задачи. Другая черта — видение новой проблемы в знакомой ситуации, умение формулировать познавательную задачу, искать нестандартный способ ее решения.

Можно выделить такие характеристики творческой деятельности учащихся: видение новой функции объекта, способность самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новый, способность выделять структуру исследуемого объекта, развитость альтернативного мышления, т. е. видения возможных способов решения познавательных задач, противоречия в исследуемом явлении, разностороннее видение объекта; готовность к построению принципиально нового способа решения проблемы.

Четвертый элемент — опыт эмоционально-ценностного отношения к миру культуры, к нормам и системе ценностных отношений данного культурного сообщества: предметам, явлениям, принципам, действиям. Этот вид содержания образования специфичен, так как состоит не в знаниях, не в умениях, хотя он и предполагает их, а в оценочно-эмоциональном отношении к деятельности. Эмоции всегда содержательны и являются формой отражения действительности, но особой формой, отличающейся, например, от мышления. Именно эмоции способны переходить в область бессознательного. Поэтому культура чувств не совпадает с культурой мышления. В психологии исследована роль эмоций как стимула человеческой деятельности (П. П. Блонский), связи аффективного и интеллектуального (С. Л. Рубинштейн), роли эмоций как побудительной силы поступков (П. М. Якобсон). Культурологическое воспитание включает в свое содержание оценочно-ценностные отношения к культурологическому знанию, к нравственным, этическим, эстетическим, художественным, религиозным, этническим, национальным, общечеловеческим ценностям и идеалам. И пока такое, отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя человек и обладает определенными знаниями и умениями.

Источники:

Статья Токарева в кафедральном сборнике 2003 года (не помню

Похожие материалы

Информация о работе