Теория монохудожественного развития школьников (Кабалевский, Неменский, Юсов)

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Фрагмент текста работы

Вопрос № 70 Теория монохудожественного развития школьников (Кабалевский, Неменский, Юсов)

Термин «полихудожественное образование», который включает в себя способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности изобрёл Юсов Б.П.

Он же дал определение понятию «монохудожественное образование» полагая, что оно основано на понятиях, терминах и видах отдельного искусства (музыки, изобразительного искусства,  балета, театра, кино, литературы).

Таким образом, именно Юсов Б.П. ввёл разделение на моно- и полихудожественное образование. При этом, монохудожественное развитие является «фундаментом», кирпичиком в системе полихудожественного.

Юсов Б.П. характеризует «монохудожественное образование» как профессионально-искусствоведческий метод составления программ.

Монохудожественное воспитание/развитие лежит в основе программ Кабалевского Д.Б., Неменского Б.М.

Кабалевский Д.Б. (музыка) и Неменский Б.М. (изобразительное искусство) оба трудились над созданием основ для творческого раскрытия детской личности в школе. Ими был сделан первый шаг к Педагогике творчества. Они подняли значение искусства в общеобразовательной школе. Изменили его статус. Установился приоритет творческих задач в художественном образовании. Когда техника, навыки - все то, что раньше было самоцелью, - превращаются в средство воплощения творческих замыслов ребенка. Искусство стали преподавать как искусство.

КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович (1904-87), композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР (1963), д.ч. АПН СССР (1971), д-р искусствоведения (1965), профессор (1939). Занимался проблемами музыкально-эстетического воспитания детей и юношества. Создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично связывает музыку как искусство с музыкой - учебным предметом. Автор цикла радиопередач «Детям о музыке».

НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович (родился в 1922 г. – в Москве), живописец и педагог, общественный деятель, академик РАО (1992, ч -к АПН СССР с 1991). Автор уникальной программы для детей «Изобразительное искусство и художественный труд», он на практике доказал, что каждый ребенок - художник.

Из энциклопедии Давыдова

КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович

НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович

·  Занимался проблемами музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, стремился вызвать у детей ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, а часть самой жизни человека.

·  Создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично и естественно связывает музыку как искусство с музыкой - учебным предметом.

·   В основе его системы наиболее простые и доступные детям формы и жанры музыки («три кита») - песня, танец, марш, опора на которые даёт возможность уже с 1-го класса без особых усилий входить в любую область музыкального искусства, устанавливать многообразные связи музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества.

·  Важнейшая особенность программы Кабалевского - ее тематическое планирование, которое создаёт условия для достижения целостности урока, единства составляющих его элементов, поскольку в основу такого планирования положены не различные виды деятельности, а различные грани музыки как единого целого.

·  Кабалевский считал главным не обучать школьников музыкальной (нотной) грамоте, а формировать музыкальную грамотность детей как способность воспринимать музыку в качестве живого образного искусства; особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между её характером и манерой исполнения и т. д.

·  «Урок пения» преобразовался в «урок музыки»

·  Автор цикла радиопередач «Детям о музыке».

·  разработал целостную программу художественного воспитания, детализованную для различных ступеней образования.

·   Цель программы - формирование многогранных духовных интересов личности средствами искусства, прежде всего изобразительного.

·  Важная особенность программы - ориентация на эмоционально-воспитательный потенциал художественных образов, на гуманитаризацию образования.

·  Формирование художественной культуры учащихся связывалось с освоением не только знаний по искусству, но и с овладением «художественной грамотностью», предполагавшей практические художественные умения и навыки, а также с изучением истории искусств.

·  Академическая основа различных художественных стилей трактовалась как важный элемент базовых знаний по искусству.

·  Школа призвана научить учащихся самостоятельно пользоваться приобретенными художественными знаниями и навыками, в том числе для дальнейшего саморазвития.

·  урок «рисования», превратился в урок «изобразительного искусства»

Сравнение программ Неменского и Кабалевского:

Критерии сравнения

Программа Кабалевского

Программа Неменского

Программа

Музыка: 1-8 кл./ Авт. кол. Под рук. Б.Д. Кабалевского

«Изобразительное искусство и художественный труд»: 1-9 кл./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Дрофа, 2000.     

Цель:

Воспитание музыкальной культуры как части культуры духовной.

Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой  части культуры духовной

Задачи:

1. Развитие активного восприятия музыки.

2. Воспитание любви и уважения к музыке.

3. Развитие музыкального вкуса.

4. Развитие способности воспринимать музыку как живое искусство.

1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

2. Развитие художественно-творческой активности.

3. Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.           

Принципы:

1. Связь музыки с жизнью.

2. Тематизм.

3. Единство и целостность.

4. Сходство и различие.

5. Увлечённость.

1. Блоково-тематическое содержание;

2. «От родного порога в мир общечеловеческой культуры»;

3. Повтор и возврат в процессе погружения в искусство;

4. Увлеченность искусством;

5. Синтез искусств.        

Теоретические основы:

1. Музыкально-теоретические воззрения Б.В.Астафьева, Б.Л.Яворского, Н.Я.Брюсовой.

2. Теоретико-педагогические взгляды А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского.

3. Педагогические и научно-методические разработки В.А.Шацкой, М.А.Румер, Н.И.Сац.

1. Педагогические тенденции первых десятилетий ХХ века.

2. Теоретические и научно-педагогические взгляды Э.Б. Ильенкова, С.К. Раппопорта, Н.А.Дмитриевой, Н.Н.Фоминой.

3. Педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского.

Однако, несмотря на все свои достижения и достоинства, программы Кабалевского и Неменского являются программами монохудожественного развития школьников: синтеза искусств в них не происходит, а это значит, что по-настоящему частью современного культурологического образования, основанном на полихудожественном подходе (В.Б. Юсов) они не являются.

Теперь подробно одну из концепций на выбор, я предлагаю Кабалевского.

 (Концепция Д.Б. Кабалевского)

Основные задачи  уроков    музыки    в    общеобразовательной школе — привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения самых различных жанров.

Урок музыки – это  целостный процесс, и необходимо найти такой метод его организации, который помогал бы объединить различные виды музыкальной деятельности школьников в единую систему.

Методы изучения и освоения программы

Методы и приёмы, которые  рекомендуется  использовать  в  программе, тщательно отобраны, проверены. Они направлены на то, чтобы учащиеся заинтересовались, увлеклись музыкой, поняли и усвоили основное содержание изученных произведений.

Важнейшие из них следующие:

1. Метод «забегания» вперед и «возвращения» к  пройденному материалу. В педагогике этот метод принято называть методом перспективы и ретроспективы. Перспектива связана с задачами предвидения, а ретроспектива — с умением видеть прошлое, ранее

Похожие материалы

Информация о работе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.