Вопрос № 70 Теория монохудожественного развития школьников (Кабалевский, Неменский, Юсов)
Термин «полихудожественное образование», который включает в себя способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности изобрёл Юсов Б.П.
Он же дал определение понятию «монохудожественное образование» полагая, что оно основано на понятиях, терминах и видах отдельного искусства (музыки, изобразительного искусства, балета, театра, кино, литературы).
Таким образом, именно Юсов Б.П. ввёл разделение на моно- и полихудожественное образование. При этом, монохудожественное развитие является «фундаментом», кирпичиком в системе полихудожественного.
Юсов Б.П. характеризует «монохудожественное образование» как профессионально-искусствоведческий метод составления программ.
Монохудожественное воспитание/развитие лежит в основе программ Кабалевского Д.Б., Неменского Б.М.
Кабалевский Д.Б. (музыка) и Неменский Б.М. (изобразительное искусство) – оба трудились над созданием основ для творческого раскрытия детской личности в школе. Ими был сделан первый шаг к Педагогике творчества. Они подняли значение искусства в общеобразовательной школе. Изменили его статус. Установился приоритет творческих задач в художественном образовании. Когда техника, навыки - все то, что раньше было самоцелью, - превращаются в средство воплощения творческих замыслов ребенка. Искусство стали преподавать как искусство.
КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович (1904-87), композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР (1963), д.ч. АПН СССР (1971), д-р искусствоведения (1965), профессор (1939). Занимался проблемами музыкально-эстетического воспитания детей и юношества. Создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично связывает музыку как искусство с музыкой - учебным предметом. Автор цикла радиопередач «Детям о музыке».
НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович (родился в 1922 г. – в Москве), живописец и педагог, общественный деятель, академик РАО (1992, ч -к АПН СССР с 1991). Автор уникальной программы для детей «Изобразительное искусство и художественный труд», он на практике доказал, что каждый ребенок - художник.
Из энциклопедии Давыдова
КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович |
НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович |
· Занимался проблемами музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, стремился вызвать у детей ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, а часть самой жизни человека. · Создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично и естественно связывает музыку как искусство с музыкой - учебным предметом. · В основе его системы наиболее простые и доступные детям формы и жанры музыки («три кита») - песня, танец, марш, опора на которые даёт возможность уже с 1-го класса без особых усилий входить в любую область музыкального искусства, устанавливать многообразные связи музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества. · Важнейшая особенность программы Кабалевского - ее тематическое планирование, которое создаёт условия для достижения целостности урока, единства составляющих его элементов, поскольку в основу такого планирования положены не различные виды деятельности, а различные грани музыки как единого целого. · Кабалевский считал главным не обучать школьников музыкальной (нотной) грамоте, а формировать музыкальную грамотность детей как способность воспринимать музыку в качестве живого образного искусства; особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между её характером и манерой исполнения и т. д. · «Урок пения» преобразовался в «урок музыки» · Автор цикла радиопередач «Детям о музыке». |
· разработал целостную программу художественного воспитания, детализованную для различных ступеней образования. · Цель программы - формирование многогранных духовных интересов личности средствами искусства, прежде всего изобразительного. · Важная особенность программы - ориентация на эмоционально-воспитательный потенциал художественных образов, на гуманитаризацию образования. · Формирование художественной культуры учащихся связывалось с освоением не только знаний по искусству, но и с овладением «художественной грамотностью», предполагавшей практические художественные умения и навыки, а также с изучением истории искусств. · Академическая основа различных художественных стилей трактовалась как важный элемент базовых знаний по искусству. · Школа призвана научить учащихся самостоятельно пользоваться приобретенными художественными знаниями и навыками, в том числе для дальнейшего саморазвития. · урок «рисования», превратился в урок «изобразительного искусства» |
Сравнение программ Неменского и Кабалевского:
Критерии сравнения |
Программа Кабалевского |
Программа Неменского |
Программа |
Музыка: 1-8 кл./ Авт. кол. Под рук. Б.Д. Кабалевского |
«Изобразительное искусство и художественный труд»: 1-9 кл./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Дрофа, 2000. |
Цель: |
Воспитание музыкальной культуры как части культуры духовной. |
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной |
Задачи: |
1. Развитие активного восприятия музыки. 2. Воспитание любви и уважения к музыке. 3. Развитие музыкального вкуса. 4. Развитие способности воспринимать музыку как живое искусство. |
1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. 2. Развитие художественно-творческой активности. 3. Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. |
Принципы: |
1. Связь музыки с жизнью. 2. Тематизм. 3. Единство и целостность. 4. Сходство и различие. 5. Увлечённость. |
1. Блоково-тематическое содержание; 2. «От родного порога в мир общечеловеческой культуры»; 3. Повтор и возврат в процессе погружения в искусство; 4. Увлеченность искусством; 5. Синтез искусств. |
Теоретические основы: |
1. Музыкально-теоретические воззрения Б.В.Астафьева, Б.Л.Яворского, Н.Я.Брюсовой. 2. Теоретико-педагогические взгляды А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского. 3. Педагогические и научно-методические разработки В.А.Шацкой, М.А.Румер, Н.И.Сац. |
1. Педагогические тенденции первых десятилетий ХХ века. 2. Теоретические и научно-педагогические взгляды Э.Б. Ильенкова, С.К. Раппопорта, Н.А.Дмитриевой, Н.Н.Фоминой. 3. Педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского. |
Однако, несмотря на все свои достижения и достоинства, программы Кабалевского и Неменского являются программами монохудожественного развития школьников: синтеза искусств в них не происходит, а это значит, что по-настоящему частью современного культурологического образования, основанном на полихудожественном подходе (В.Б. Юсов) они не являются.
Теперь подробно одну из концепций на выбор, я предлагаю Кабалевского.
(Концепция Д.Б. Кабалевского)
Основные задачи уроков музыки в общеобразовательной школе — привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения самых различных жанров.
Урок музыки – это целостный процесс, и необходимо найти такой метод его организации, который помогал бы объединить различные виды музыкальной деятельности школьников в единую систему.
Методы и приёмы, которые рекомендуется использовать в программе, тщательно отобраны, проверены. Они направлены на то, чтобы учащиеся заинтересовались, увлеклись музыкой, поняли и усвоили основное содержание изученных произведений.
Важнейшие из них следующие:
1. Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу. В педагогике этот метод принято называть методом перспективы и ретроспективы. Перспектива связана с задачами предвидения, а ретроспектива — с умением видеть прошлое, ранее
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.