Описание сути воспитательной работы в 8-х и 11-х классах
Воспитательная работа – звучное название попытки нащупать неуловимо тонкую материю человеческого в человеке. Нащупать, и помочь сделать из этой материи платье для человека, ту одежку, по которой нас всех встречают и когда-нибудь да провожают – и вот тогда важно, чтобы не измялась она со временем, чтобы так же впору была и хорошо сидела.
Я уже рассуждал о репрессивной сущности сегодняшней нашей школьной системы, противопоставляя ее методам лишь одно, непонятное какое-то, неуверенное, неопределимое человеческое отношение. А человеческое отношение нельзя проявить так просто, на одном каком-либо мероприятии со специально для этого составленным графиком. Ну, вроде тех небольших экскурсий, которые мы проводили с Николаем Васильевым в музее Истории Религии. Кстати, восьмые классы в этом отношении – очень важное поле для воспитательной деятельности, причем в частности лично для меня важное. Курс культурологии только начинается у них, и работать с этими детьми в перспективе еще три года, поэтому очень важно попытаться перейти с ними на иной язык общения, иной, нежели «ответил урок – пятерка, не ответил урок – два балла».
Баллы как раз и являются тем инструментом репрессии, который вписывает учащегося в строгую систему, как бы говоря ему: «вот, где твое место в жизни, и так будет всегда». Это – при определенном отношении учителя к оценке. Оценка, как я уже говорил в ином документе, - это скорее «двойка», чем «пятерка».
Что же это за язык, о существовании которого я стремлюсь договориться с учениками? Ответ я нашел достаточно интуитивно, но, на мой взгляд, удивительно точно: это язык науки, основы которой я им преподаю. Язык культурологии. И именно поэтому я так люблю весь цикл тем, который касается мифологической культуры. Дети в восьмом классе - вообще существа мифологические, все у них в мыслях еще достаточно синкретично существует, бурлит – и потому, рассказывая им, например, об особенностях культуры древних славян, я как будто бы расширяю их картину мира, да они и сами с удовольствием вписываются в картину мира какого-нибудь вятича. Тем более, что с этого времени мы не будем уже сходить с родной тропы и станем изучать культурные механизмы именно на примере истории русской культуры.
Те же уроки, когда мы говорим о категории картины мира вообще, легче всего (для архетипических сравнений) иметь в памяти картину мира какого-либо совершенно иного, чужого культурного сообщества. Потому Египет. Потому Греция. Здесь – больше ясности, чем у славян. Но это все – особенности преподавания.
Суть воспитательного процесса в ходе музейного занятия заключается в том, чтобы ученик научился не просто видеть картину мира сквозь структуру культурного памятника, но чтобы он научился вообще читать любой текст культуры, как бы войдя в нее через врата этого самого памятника. И, если учитель стоит вот тут рядом и читает текст наравне с учеником, тем, кто только начинает входить в стадию некоторого осознания культурного пространства вокруг него, то именно в этот момент можно дать ребенку понять, что это и есть человечность. Естественно, на интуитивном уровне. Но образы памятников останутся уже в его сознании, тогда легче и полезней в воспитательном смысле в том числе говорить о событиях т.н. «круга жизни» древнего славянина: ребенок уже личностно воспринимает культуру, и, если вещь когда-нибудь ему что-то действительно сказала, то мир будет говорить с ним и далее, и уже меньше шансов до конца плестись глухим в пространстве собственной культуры.
Вот – касательно экскурсий и касательно восьмиклассников. Однако, не буду повторяться за Николаем, лучше рассказать о воспитательной работе в 11 классе.
Здесь мне предстояло курировать работу девушки из 11 «В» Александры Мироводиной. Дело в том, что, как всегда, школе для какой-то мимолетной статистики понадобилось вдруг несколько работ от старшеклассников. Культурология – спасибо; МХК – сколько угодно; Первое, что мы сделали, так это в течении недели обсуждали тему: что интересно. Никогда ничьих работ не курировал, поэтому чувствовал себя в этом полным профаном. Тут ведь не авторитарно надобно, а мягко: ведь дух исследователя в человеке поднимается. Способствовать надо.
По истечению недель трех тема была сформирована и утверждена: «Гротеск жизни и творчества К.Ф. Рылеева». Работа на данный момент занимает 25 страниц 14-м таймсом с полуторным интервалом, текста, пускай и не слишком логично увязанного в некоторых местах, где-то слишком даже саркастического, но текста очень достойного, тем более по меркам школы.
Написано было за неделю. Теперь (уже только под частично моим руководством) Александра написала еще одну работу по МХК. Никакого плана здесь, конечно, нет. Все достаточно спантанно с одиннадцатыми. Но вот один молодой человек из этого 11 «В» по имени Александр тоже желает писать работу по семантике славянских курганов и сопок. Обсудили пока только лишь идею, план работы и примерный список литературы. Однако, надеюсь на дальнейшую плодотворность.
Последнее (это, наверное, единственный комплимент куда-то в район собственного я, хотя и не точно): искренне рад, что из нашей школы на факультет Философии Человека уже желают поступить несколько будущих выпускников, в то время как в сентябре была только одна Александра. Питаю уверенность, что это то самое человеческое отношение, на котором и дальше надеюсь устоять. Если это все можно назвать «воспитательная работа», тогда я представил здесь некоторое ее описание.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.