ТМПК. Билет №56. Преподавание «Истории художественной культуры 15-18 веков»[1].
Преподавание этого курса возможно, например, по программе Г.И. Даниловой для средней (полной) школы. 10-11 (11-12) классов.
1. Тематическое планирование (по этой программе к учебникам «МХК: от истоков до 17 в.10 кл» и «МХК: от 17 в. до современности». с11 кл.»).
10 класс.
5й раздел учебника – Возрождение; 9 часов;
(тема и кол-во часов для ее изучения):
§ Флоренция – колыбель итальянского Возрождения -1.
§ Золотой Век Возрождения – 3.
§ Возрождение в Венеции -1.
§ Северное Возрождение -2.
§ Музыка и театр эпохи Возрождения -2.
11 класс.
1й раздел учебника – ХК 17-18 вв. ; 13 часов;
(тема и кол-во часов для ее изучения):
§ Стилевое разнообразие искусства 17-18 вв. -2.
§ Архитектура барокко. -1.
§ Изобразит. иск-во барокко.- 1.
§ Классицизм в архитектуре западной Европы. -1.
§ Шедевры классицизма в архитектуре России.2.
§ Изобраз. иск-во классицизма и рококо.-1.
§ Реалестическая живопись Голландии.-1.
§ Русский портрет 18 в.-1.
§ Музыкальная культура барокко.-1.
§ Композиторы Венской классической школы.-1.
§ Театральное искусство 17-18 вв.-1.
2. Фрагмент примерного поурочного плана (говорите как бы между прочим, вот, мол, приведу пример...).
Тема 1. Стилевое многообразие искусства 17-18 вв.
Урок 1,2. Стили и художественные направления в искусстве. (далее расшифровка) Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. От трагического гуманизма Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о Рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства 17-18 вв. и т.д.
3. Возможные формулировки целей и задач.
Цель: способствовать формированию - эстетической картины мира; _или_ - развитие художественно-творческих способностей; _или_ - воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении мировой худ. культуры.
Задачи:
Ø овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их худ. достоинства, высказывать собственное суждение;
Ø освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений;
Ø развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления;
4. Примеры творческих заданий.
( здесь вы должны продемонстрировать широкий кругозор своих знаний, и сказать, что, ну а теперь приведу примеры ТЗ, допустим, при изучении в рамках темы «Золотой век Возрождения» творчества Леонардо да Винчи, можно задать следующие ТЗ):
§ Сравните знаменитую улыбку «Джоконды» с улыбками древнегреческих куросов. Представьте, что эти персонажи могут говорить с вами. Что бы вы услышали от куросов и что от персонажей Леонардо да Винчи?
§ Попробуйте рассказать о характерах людей, изображенных на карикатурах Леонардо да Винчи. Как вы думаете, что давало Леонардо-ученому изучение человеческих уродств?
+может быть еще что-нибудь по ходу сообразите, но собственно ЭТО он хотел услышать в этом вопросе, когда комментировал его на консультации. На сим откланиваюсь.
(НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ) если же он захочет услышать, возможно ли преподавание «худ. культуры 15-18 веков» в 5-9 кл.:
По программе Тишуниной Н.В. Программа и методические рекомендации к предмету «Мировая художественная культура» для 10-11 классов общеобразовательных школ и школ с углубленным преподаванием предметов гуманитарного цикла. –Л., 1995.
Автор программы предлагает изучать худ. к-ру 15-18 веков в 7-8 классах:
В 7 классе Культура эпохи Возрождения начинается с III четверти, после Средневековой культуры Западной Европы:
IIIраздел: Культура итальянского Возрождения.
IV раздел: Культура северного Возрождения.
Учебный год рассчитан на 36 часов, → 18 часов займет культура Возрождения.
В 8 классе автор вводит в школьную программу изучение Худ. к-ры России (X-XVII вв.) и Худ. к-ры Зап. Европы (XVII –XVIII вв.).
Последовательность прохождения курса построена следующим образом:
II раздел: Культура России XV-XVII (худ. культура России XVIII века дается в 1-й четверти 9 класса)
III раздел: Культура Западной Европы XVII
IV раздел: Культура Западной Европы XVIII
Весь год рассчитан на 36 учебных часов.
В 10 классе худ. к-ра 15-18 веков проходит сквозь темы:
Тема 9: -Литература итальянского Возрождения (Данте, Петрарка);
-Изобразительное искусство итал. Возрожд. ( Джотто, Донателло, Боттичелли, Рафаэль, Леонардо, Микельанджело, Тициан);
Тема 10: Западноевропейское Возрождение XVI век (Шекспир);
Тема 11: -Культура Москвы конца XIV-XV вв.- расцвет русского средневековья (Школа зодчества, иконописи, Творчество Ф. Грека и А. Рублева);
-Русской художественная культура XVI-XVII вв.(Покровский собор, шатровые храмы, Кижи, иконы Симона Ушакова);
Тема 12: Западноевропейское искусство XVII в.
(-Живопись: Караваджо, Рубенс, Рембрант, Эль Греко, Веласкес;
-Театр французского классицизма: Корнель, Расин);
Тема 13: Эпоха западноевропейского Просвещения - XVIII век.
(-Литература: Вольтер, Гете;
-Музыка: Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен);
Тема 14: «Петровская эпоха» в России - XVIII век.
(-Архитектура: Растрелли, Росси, Кваренги, Захаров;
-Живопись: портреты Рокотова, Левицкого, Боровиковского).
[1]
Ребята, я лично отвечала Токареву этот вопрос на прошлом экзамене и получила 5-ку. То что написано ниже – дословно ему пересказывать не нужно. Вникните в исторический период и представьте ему примерный план, как бы вы построили уроки по этой теме.
Он меня лишь спросил что-то собственно культурологическое, типа: « А какая самая главная черта эпохи Возрождения?». Оказалось – антропоцентризм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.