Основные характеристики рассматриваемых автосамосвалов:
Модель самосвала |
Марка двигателя |
Номинальная мощность, кВт |
Автосамосвалы грузоподъемностью 30т |
||
БелАЗ – 7540А |
ЯМ-240ПМ2 |
309 |
БелАЗ - 75404 |
ТМЗ-8424. 10-07 |
312,5 |
БелАЗ – 7540D |
BF8M1015(D) |
291 |
Автосамосвалы грузоподъемностью 42т |
||
БелАЗ – 7548А |
ЯМЗ-240НМ-1Б |
368 |
БелАЗ – 75481 |
ЯМЗ-8401. 10-02 |
405 |
Определим силу тяги для всех видов автосамосвалов по формуле:
где: Nдв – мощность двигателя а/с, кВт
U – скорость движения а/с на руководящем подъеме. По тяговой характеристике а/с на подъеме 4,5% и удельном сопротивлении движению 45 н/кН она составляет » 15 км/ч.
hтр – КПД трансмиссии (08 ¸0,9)
hк – КПД колеса (0,75 ¸0,9)
hом – КПД, учитывающий величину отбора мощности от главной передачи для бортовых систем а/с (0,93 ¸0,95)
Для а/с БелАЗ – 7540D при мощности двигателя 291 кВт:
Для а/с БелАЗ –7540А при мощности двигателя 309 кВт:
Для а/с БелАЗ – 7548А при мощности двигателя 368 кВт:
Эта сила не должна превышать силы тяги из условия сцепления колеса с дорогой (условие отсутствия буксования):
где: Рсц – сцепная масса а/с
Р – общая масса а/с с грузом, т
g - коэффициент сцепления колеса с дорогой
Для всех рассматриваемых а/с грузоподъемностью 30т:
Для а/с грузоподъемностью 42т:
Для данных видов а/с условие выполняется.
2.Эксплуатационные расчеты
Расход топлива за рейс определяем по формуле:
где: Н – высота подъема горной массы, м;
L – расстояние транспортирования, км;
qа – грузоподъемность а/с, т;
w0 – удельное сопротивление движению, н/кН;
kq – коэффициент использования грузоподъемности
Для а/с с отечественным двигателем:
Для а/с с импортными двигателями он уменьшается на 3% и соответственно
Фактический расход топлива с учетом поправочных коэффициентов:
где: км – коэффициент, учитывающий повышенный расход топлива в тяжелых карьерных условиях, км=1,2;
км – коэффициент, учитывающий повышение расхода топлива в зимнее время, кз=1,1;
кн – коэффициент, учитывающий дополнительный расход топлива на внутригаражные нужды, кн=1,05;
В пересчете на 100 км пробега получим:
Расход смазочных материалов составляет 5-6% от расхода топлива.
Время рейса а/с определяется по формуле:
где: tразгр – время разгрузки, для а/с БелАЗ оно равно 1 мин.;
tдоп – время на маневры, оно равно 1мин.;
tпогр – время погрузки, мин:
где: Е – емкость ковша экскаватора, м3;
Кэ – коэффициент экскавации;
q – грузоподъемность а/с;
tц – время цикла
Время рейса:
Рабочий парк а/с определяется из выражения:
где: Qа – сменная производительность а/с, т/смену;
где: Тсм – продолжительность смены в часах;
kн – коэффициент использования а/с в смену;
qа – грузоподъемность а/с, т;
kq – коэффициент использования грузоподъемности;
Qсм – сменный грузопоток (производительность) карьера:
где: Аг – годовая производительность карьера, тыс.м3/год;
Nр.д. – число рабочих дней карьера в год;
kн – коэффициент неравномерности грузопотока;
nсм – число рабочих смен в сутки
Количество рабочих а/с в смену:
Списочный парк а/с:
где: kг – коэффициент готовности автопарка, kг=(0,7÷0,9)
Пропускная способность полосы автодороги, при одностороннем движении:
где: U – скорость движения а/с, км;
kн – коэффициент неравномерности движения, kн = (1,3÷1,5);
L – интервал между а/с, м:
Lа – длинна а/с, м;
Lт – тормозной путь, м:
Пропускная способность:
Провозная способность автодороги (в тоннах в час):
где: f – коэффициент резерва пропускной способности, f = (1,75÷2,0)
3.1. Технико-экономический расчет
Выполним сравнительный расчет показателей по трем типам рассматриваемых автосамосвалов БелАЗ:
Данные для расчета сведены в таблицу:
Показатели |
Ед. изм. |
Варианты |
||
БелАЗ-7540А |
БелАЗ-7548А |
БелАЗ-7540D |
||
Количество а/с |
шт. |
6 |
4 |
5 |
Капитальные затраты |
тыс. руб |
13836 |
12596 |
12500 |
Сменная производительность а/с |
т/см. |
1183 |
917 |
1042 |
Стоимость а/с |
тыс. руб. |
2306 |
3124 |
2500 |
Стоимость комплекта шин |
тыс. руб. |
24 |
27 |
24 |
Норма пробега шин |
тыс. км |
55 |
50 |
55 |
Годовой пробег а/с |
тыс. км |
54,5 |
53,7 |
58,1 |
Расход топлива на 100 км пробега |
л/ 100км |
183 |
252 |
178 |
Годовой расход топлива на 1 а/с |
тыс.л |
99,7 |
135 |
103 |
Стоимость дизтоплива |
тыс. руб/ год |
698 |
945 |
725 |
Годовое потребление смазочных материалов |
тыс. руб/ год |
4,9 |
6,75 |
5,15 |
Стоимость смазочных материалов |
тыс. руб/ год |
98 |
135 |
103 |
3.1. Эксплуатационные расходы
Эти расходы учитывают полную заработную плату (прямую и доплаты к ней) С3, отчисления на государственное социальное страхование, обязательное медицинское страхование, пенсионный фонд, фонд занятости, расходы на материалы, расходы на электроэнергию, амортизационные отчисления, расходы на текущий и капитальный ремонты.
Затраты на заработную плату производственных рабочих, занятых обслуживанием машин:
где: Спр – прямая заработная плата, руб/год;
Кдопл. – коэффициент доплаты, (Кдопл.=1,5);
Сотч. – отчисления от заработной платы, (Сотч=39%);
Амортизационные отчисления:
где: Ка/с – стоимость а/с, руб;
На – норма амортизационных отчислений на 1000 км. пробега, (На=0,5%);
L – годовой пробег а/с, км
Ежегодные затраты на ремонт:
Полученные расчетные данные по всем видам эксплуатационных затрат запишем в таблицу:
Показатели |
Един.изм. |
Варианты |
||
БелАЗ-7540А |
БелАЗ-7548А |
БелАЗ-7540D |
||
Заработная плата |
Тыс. руб/год |
75 |
75 |
77 |
Затраты на диз. топливо |
Тыс. руб/год |
698 |
945 |
721 |
Затраты на материалы |
Тыс. руб/год |
98 |
135 |
103 |
Аморт. отчисления |
Тыс. руб/год |
628,3 |
907,5 |
671,2 |
Затраты на ремонт |
Тыс. руб/год |
576,5 |
781 |
625 |
Расходы на шины: на 1 а/с на весь парк |
Тыс. руб/год |
135,6 813,6 |
226,2 904,8 |
135,6 813,6 |
Итого затраты за год: на 1 а/с на весь парк |
Тыс. руб/год |
2211,4 13268,4 |
3069,7 12278,8 |
2332,8 11799,6 |
Себестоимость работ |
Руб/т |
7,08 |
6,80 |
6,34 |
По капитальным затратам (на весь парк машин) равным 12500 тыс. руб. и себестоимости единицы продукции равной 6,34 руб/т. наиболее предпочтительным является 3 вариант – БелАЗ-7540D.
Тогда срок окупаемости будет:
Норма амортизации на реновацию:
Амортизационный период:
Т.к. Ток< Там.,м., следовательно, к внедрению рекомендуем а/с БелАЗ-7540D.
Годовой экономический эффект составит при этом:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.