Расчет и проектирование валов. Выбор шлицев и подшипников, проверка их на прочность

Страницы работы

Содержание работы

3.Расчет и проектирование валов

3.1.Расчет промежуточного вала ( рис.1)

 Предварительный расчет промежуточного вала

,

где допускаемое условное напряжение на кручение,МПа.

мм.

Принимаем мм

           Расчетная схема промежуточного вала (смотри приложение 1)

           Определение опорных реакций

XOZ:   ;

RBZ(191+191)-FR2·20-FX3·50-FR3·191=0;

 RBZ=(470·20+12200·50+6260·191)/382=4750 Н;

;

-RAZ(191+191)+FR3·191-FR2·402-FX3·50=0;

RAZ=(6260·191-470·402-12200·50)/382= 1040 Н.

Проверка: : RAZ-FR3+FR2+RBZ=0;               

1040-6260+470+4750=0.

                             6260-6260=0.

XOY: ;

RBY(191+191)+Ft2·20-Ft3×191=0;

RBY=(3670×191-1300×20)/382=1770 Н;

;

-RAY(191+191)+Ft3·191+Ft2×(20+191+191)=0;

RAY=(3670×191+1300×402)/382=3200 Н.

Проверка: :    RAY-Ft3-Ft2+RBY=0;

                            3200-3670-1300+1770=0.

                                                4790-4790=0.

RBZ=4750 Н,  RAZ=1040 Н, RBY=1770 Н, RAY=3200 Н.

Определение изгибающих моментов:

Рис.1 Расчетная схема промежуточного вала.

MY:   , MY1=FR2×x1,

,

Н×мм,

,

Н×мм,

Н×мм. ,

 , MY3=RBZ×x3

,

Н×мм.

MZ, MZ1=-Ft2×x1,

,

Н×мм,

, MZ2=-Ft2×x2+RAY(x2-20)=0,

Н×мм,

Н×мм,

, MZ3=RBY×x3,

,

Н×мм.

Определение опасного сечения вала:

Максимальный изгибающий момент в сечении под подшипником:

MІН×м,

Максимальный изгибающий момент в сечении под червяком:

MІІ=Н×м,

MІІ=Н×м.

Эпюра изгибающего момента достигает максимального значения в сечении под червяком,следовательно это и есть опасное сечение вала.

Проверка опасного сечения вала по критерию статической прочности:

,

где предел текучести материала,МПа (сталь 40Х),

эквивалентное напряжение в опасном сечении вала,

,

где коэффициент перегрузки,  (для асинхронных двигателей), принимаем ;

момент сопротивления сечения;

,

приведенный момент в рассчитываемом сечении определяется формулой:

,

м3,

Н×м,

МПа,

Статическая прочность вала в рассчитываемом сечении обеспечена.

    Расчет вала на выносливость

Определение расчетного запаса выносливости по нормальным напряжениям изгиба:

,

где предел выносливости симметричного цикла,определяемый материалом и твердостью:

,где

предел выносливости материала, МПа(сталь 40ХН),

МПа,

амплитуда цикла нагружения изгиба,определяется формулой:

где

напряжение изгиба,

МПа,

МПа

эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений,

- полагая, что фактором концентрации напряжений является галтель);

коэффициент,учитывающий влияние абсолютного размера на предел

выносливости, - при  d=56мм),

Определение расчетного запаса выносливости по касательным напряжениям кручения:

,

где предел выносливости при кручении,

МПа;

амплитуда цикла переменных напряжений,

,где

напряжение кручения,

 МПа,

 МПа,

эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений, (выбор подчинен тем же соображениям,что и ),

масштабный фактор, - при d=55мм,

коэффициент влияния асимметрии цикла на предел выносливости, - для углеродистых сталей,

среднее напряжение,МПа,

.

Определение общего запаса выносливости:

.

Условие запаса выносливости обеспечено.

3.2.Расчет выходного вала (рис. 2)

 Предварительный расчет выходного вала

мм.

Рис.2 Расчетная схема выходного вала.

Принимаем мм.

Расчетная схема выходного вала(смотри приложение 2)

         Определение опорных реакций:

XOY:   ,

-Ftзв×(115+115+150)+FT4×115+RDY(115+115)=0,

RDY=20450×380-12200×115/230=27690 Н.

            

-Ftзв×150+RCY×230-FT4×115=0,

RCY=20450×150+12200×115/230=19440 Н.

Проверка. :        -Ftзв-RCY+FT4+RDY=0,

                          -20450-19440+12200+27690=0,

                                                   39890-39890=0.

XOZ:  ,

FR4×115+ FX4 ×195-RDZ×230=0,

 RDZ=6260×115+3670×195/230=6240 Н.

RСZ×230+FX4×195-FR4×115=0,

RCZ=6260×115-3670×196/230=20 Н.

Проверка. :        -RСZ+FR4-RDZ=0,

                                         -20+6260-6240=0,

                                                                0=0.

Определение изгибающих моментов:

MY: МY1=-RCZ×x1,

,

Н×мм,

, MY2=-RCYx2-FR4×(x2-115)-FT4×195,

Н×мм,

Н×мм,

, MY3=-RDY×x3,

,

Н×мм

MZ: , MZ1=-RCYx1,

MZ1=0,

Н·мм,

Н·мм.

, MZ2=-RCY·x2+FT4(x2-115),

Н·мм,

Н·мм.

, MZ3=-Ftзв·x3,

,

Н·мм.

Определение опасного сечения вала:

Максимальный изгибающий момент в сечении под подшипником:

MI=Н·м,

Максимальный изгибающий момент в сечении под червячным колесом:

MІІ=Н×м,

MІІ=Н×м.

Эпюра изгибающего момента достигает максимума в сечении  под червячным колесом, следовательно, это и есть опасное сечение вала.

Проверка опасного сечения вала по критерию статической прочности:

где МПа (сталь 45),

где

м3,

Н·м,

МПа,

ST=550/190=2,90 >

Статическая прочность вала в рассчитываемом сечении обеспечена.

 Расчет вала на выносливость

Определение расчетного запаса выносливости по нормальным напряжениям изгиба:

МПа,

,

,

МПа,

Коэффициенты ,

,

где МПа,

,,

Коэффициент  

.

Определение общего запаса выносливости:

Условие запаса выносливости вала обеспечено.

4. Выбор для валов шлицев и подшипников, проверка их на прочность

4.1.Выбор шлицевых соединений

Ввиду значительного крутящего момента Т2 и Т3 для соединения колеса с промежуточным валом,  а также червячного колеса и малой звездочки с выходным валом используем прямобочные шлицевые соединения по СТ СЭВ 188-75. Параметры шлицевого прямобочного соединения выбираются в зависимости от диаметра вала.

Промежуточный вал.

При диаметре вала 40 мм принимаем шлицевое соединение

Расчет соединения на прочность по напряжениям смятия:

где dm-средний диаметр шлицев, мм;

z-количество шлицев, z=8;

h-рабочая высота шлица,

f-фаска, f=0,4;

h=(42-36)/2-2×0,4=2,2мм,

l-рабочая длина,  l=Lст-5,

где Lст-длина ступицы, Lст=(0,8÷1,2)Dвала;

l=1×Dвала-5=60-5=55мм,

kн-коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между шлицами, kн=0,75.

МПа – допускаемое напряжение смятия при спокойной нагрузке и неподвижном соединение;

2×165×103/(39×8×2,2×35×0,75)=20 МПа,

Похожие материалы

Информация о работе