3.Расчет и проектирование валов
3.1.Расчет промежуточного вала ( рис.1)
Предварительный расчет промежуточного вала
,
где допускаемое условное напряжение на кручение,МПа.
мм.
Принимаем мм
Расчетная схема промежуточного вала (смотри приложение 1)
Определение опорных реакций
XOZ: ;
RBZ(191+191)-FR2·20-FX3·50-FR3·191=0;
RBZ=(470·20+12200·50+6260·191)/382=4750 Н;
;
-RAZ(191+191)+FR3·191-FR2·402-FX3·50=0;
RAZ=(6260·191-470·402-12200·50)/382= 1040 Н.
Проверка: : RAZ-FR3+FR2+RBZ=0;
1040-6260+470+4750=0.
6260-6260=0.
XOY: ;
RBY(191+191)+Ft2·20-Ft3×191=0;
RBY=(3670×191-1300×20)/382=1770 Н;
;
-RAY(191+191)+Ft3·191+Ft2×(20+191+191)=0;
RAY=(3670×191+1300×402)/382=3200 Н.
Проверка: : RAY-Ft3-Ft2+RBY=0;
3200-3670-1300+1770=0.
4790-4790=0.
RBZ=4750 Н, RAZ=1040 Н, RBY=1770 Н, RAY=3200 Н.
Определение изгибающих моментов:
Рис.1 Расчетная схема промежуточного вала.
MY: , MY1=FR2×x1,
,
Н×мм,
,
Н×мм,
Н×мм. ,
, MY3=RBZ×x3
,
Н×мм.
MZ: , MZ1=-Ft2×x1,
,
Н×мм,
, MZ2=-Ft2×x2+RAY(x2-20)=0,
Н×мм,
Н×мм,
, MZ3=RBY×x3,
,
Н×мм.
Определение опасного сечения вала:
Максимальный изгибающий момент в сечении под подшипником:
MІН×м,
Максимальный изгибающий момент в сечении под червяком:
MІІ=Н×м,
MІІ=Н×м.
Эпюра изгибающего момента достигает максимального значения в сечении под червяком,следовательно это и есть опасное сечение вала.
Проверка опасного сечения вала по критерию статической прочности:
,
где предел текучести материала,МПа (сталь 40Х),
эквивалентное напряжение в опасном сечении вала,
,
где коэффициент перегрузки, (для асинхронных двигателей), принимаем ;
момент сопротивления сечения;
,
приведенный момент в рассчитываемом сечении определяется формулой:
,
м3,
Н×м,
МПа,
Статическая прочность вала в рассчитываемом сечении обеспечена.
Расчет вала на выносливость
Определение расчетного запаса выносливости по нормальным напряжениям изгиба:
,
где предел выносливости симметричного цикла,определяемый материалом и твердостью:
,где
предел выносливости материала, МПа(сталь 40ХН),
МПа,
амплитуда цикла нагружения изгиба,определяется формулой:
где
напряжение изгиба,
МПа,
МПа
эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений,
- полагая, что фактором концентрации напряжений является галтель);
коэффициент,учитывающий влияние абсолютного размера на предел
выносливости, - при d=56мм),
Определение расчетного запаса выносливости по касательным напряжениям кручения:
,
где предел выносливости при кручении,
МПа;
амплитуда цикла переменных напряжений,
,где
напряжение кручения,
МПа,
МПа,
эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений, (выбор подчинен тем же соображениям,что и ),
масштабный фактор, - при d=55мм,
коэффициент влияния асимметрии цикла на предел выносливости, - для углеродистых сталей,
среднее напряжение,МПа,
.
Определение общего запаса выносливости:
.
Условие запаса выносливости обеспечено.
3.2.Расчет выходного вала (рис. 2)
Предварительный расчет выходного вала
мм.
Рис.2 Расчетная схема выходного вала.
Принимаем мм.
Расчетная схема выходного вала(смотри приложение 2)
Определение опорных реакций:
XOY: ,
-Ftзв×(115+115+150)+FT4×115+RDY(115+115)=0,
RDY=20450×380-12200×115/230=27690 Н.
-Ftзв×150+RCY×230-FT4×115=0,
RCY=20450×150+12200×115/230=19440 Н.
Проверка. : -Ftзв-RCY+FT4+RDY=0,
-20450-19440+12200+27690=0,
39890-39890=0.
XOZ: ,
FR4×115+ FX4 ×195-RDZ×230=0,
RDZ=6260×115+3670×195/230=6240 Н.
RСZ×230+FX4×195-FR4×115=0,
RCZ=6260×115-3670×196/230=20 Н.
Проверка. : -RСZ+FR4-RDZ=0,
-20+6260-6240=0,
0=0.
Определение изгибающих моментов:
MY: МY1=-RCZ×x1,
,
Н×мм,
, MY2=-RCYx2-FR4×(x2-115)-FT4×195,
Н×мм,
Н×мм,
, MY3=-RDY×x3,
,
Н×мм
MZ: , MZ1=-RCYx1,
MZ1=0,
Н·мм,
Н·мм.
, MZ2=-RCY·x2+FT4(x2-115),
Н·мм,
Н·мм.
, MZ3=-Ftзв·x3,
,
Н·мм.
Определение опасного сечения вала:
Максимальный изгибающий момент в сечении под подшипником:
MI=Н·м,
Максимальный изгибающий момент в сечении под червячным колесом:
MІІ=Н×м,
MІІ=Н×м.
Эпюра изгибающего момента достигает максимума в сечении под червячным колесом, следовательно, это и есть опасное сечение вала.
Проверка опасного сечения вала по критерию статической прочности:
где МПа (сталь 45),
где
м3,
Н·м,
МПа,
ST=550/190=2,90 >
Статическая прочность вала в рассчитываемом сечении обеспечена.
Расчет вала на выносливость
Определение расчетного запаса выносливости по нормальным напряжениям изгиба:
МПа,
,
,
МПа,
Коэффициенты ,
,
где МПа,
,,
Коэффициент
.
Определение общего запаса выносливости:
Условие запаса выносливости вала обеспечено.
4. Выбор для валов шлицев и подшипников, проверка их на прочность
4.1.Выбор шлицевых соединений
Ввиду значительного крутящего момента Т2 и Т3 для соединения колеса с промежуточным валом, а также червячного колеса и малой звездочки с выходным валом используем прямобочные шлицевые соединения по СТ СЭВ 188-75. Параметры шлицевого прямобочного соединения выбираются в зависимости от диаметра вала.
Промежуточный вал.
При диаметре вала 40 мм принимаем шлицевое соединение
Расчет соединения на прочность по напряжениям смятия:
где dm-средний диаметр шлицев, мм;
z-количество шлицев, z=8;
h-рабочая высота шлица,
f-фаска, f=0,4;
h=(42-36)/2-2×0,4=2,2мм,
l-рабочая длина, l=Lст-5,
где Lст-длина ступицы, Lст=(0,8÷1,2)Dвала;
l=1×Dвала-5=60-5=55мм,
kн-коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между шлицами, kн=0,75.
МПа – допускаемое напряжение смятия при спокойной нагрузке и неподвижном соединение;
2×165×103/(39×8×2,2×35×0,75)=20 МПа,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.