Различие между оправданием и освящением
в лютеранском богословии
(на основании «Книги Согласия»
и трактата Мартина Лютера «Свобода христианина»)
Лютеранская Реформация была нацелена на воссоздание евангельской проповеди во всей её чистоте для всего христианского мира, а не на создание отдельной Церкви с определенной конфессиональной сущностью. Однако исторические обстоятельства привели к созданию лютеранской Церкви, обладающей специфическими конфессиональными чертами. Учение об оправдании верой – отличительная черта лютеранского вероисповедания, оно – краеугольный камень, на котором стоит вся система догматических построений. Оправдание грешника происходит по благодати Божьей через веру, независимо от дел закона, ради заслуг Христа, умершего на кресте.
В лютеранском богословии спасение верующего целиком и полностью зависит от того, что Бог сделал для всех людей. Это спасительное деяние Божье выражено в словах евангелиста Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Христос Своим заместительным искуплением обеспечил примирение с Богом всему человечеству. Само спасение грешника происходит без каких-либо предшествующих или последующих добрых дел с его стороны. При этом через благодатные средства – Слово Божье и Таинства – Бог предлагает и передаёт людям прощение грехов и праведность, которую Христос обеспечил Своей крестной смертью.
Таким образом, оправдание через веру, будучи всецело деянием Божьим, исключает необходимость совершения добрых дел для достижения спасения. Добрые дела не спасают, они – лишь плоды спасительной веры. Тогда встаёт вопрос: «Раз мы спасаемся одной только верой, есть ли вообще в таком случае необходимость совершать добрые дела?». Лютеранское богословие часто подвергалось критике за игнорирование добрых дел как таковых, или, по меньшей мере, за преуменьшение их важности. Действительно, учение о спасении по благодати через веру, как кажется на первый взгляд, игнорирует добрые дела, оставляя их за бортом. Однако лютеране не отрицают необходимости совершения добрых дел, которые, не имея никакого отношения к нашему спасению, лишь показывают, что мы уже были спасены лишь только Божьей благодатью во Христе. Они лишь свидетельствуют, что мы – новые творения Божии во Христе, созданные для их совершения. Наши добрые дела суть наш отклик любви и благодарности Богу за всё то, что Он уже сделал для нас.
Лютеране проводят чёткое различение между оправданием и освящением. Учение об оправдании говорит нам о том, что Бог сделал для нас. Оправдание есть Божье провозглашение прощения, а это значит, что оправдание перед Богом исполнено и завершено. Следовательно, я имею уверенность в том, что не буду осуждён перед Божьим престолом в Последний День. Нет ничего для человека, что он может и должен сделать, чтобы завершить и исполнить своё спасение. Наше оправдание всегда абсолютно совершенно, поскольку оно есть полностью Божье деяние. Бог не вменяет нам наши грехи.
Награда и заслуги не могут быть главным стимулом для действий человека. Бог действует иначе, чем мы. Он щедро раздает награды, открыто, независимо от наших заслуг. С точки зрения человека, это безрассудно и не может стимулировать людей поступать подобающим образом. Но для Бога решающим является не поведение, не дела Его творений, но их отношения с Ним, отношение к вере как к доверию Его обещаниям.
Наши дела милосердия не имеют никакого отношения к нашему спасению, скорее, они указывают на то, что мы уже спасены. Наше спасение уже завершено, и мы получаем его от Бога по благодати посредством веры, независимо от наших заслуг, ради
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.