Приспособление к обществу в гностицизме и у Пьера Абеляра

Страницы работы

Содержание работы

Ричард Нибур. «Христос и общество». Новосибирск: Посох, 2008.

Глава 3. Христос – часть общества

1.  Приспособление к обществу в гностицизме и у Пьера Абеляра:

• сторонников взгляда «Христос – часть общества» называют «либеральным христианством», «социопротестантизмом»: приводят Христа и общество в соответствие, жертвуя при этом чем-то из НЗ и поступаясь каким-то из социальных устоев.

• Христос – великий философ и реформатор, чьё предназначение – подготовка людей к переходу от их земного существования в социальной среде к грядущей лучшей жизни.

• подобные движения встречаются с самых ранних дней христианства: «иудействующие христиане» (назореи и эбиониты), гностики.

• гностики трактовали Христа с т.зр. социокультурной среды и старались избавиться от напряжённости между Ним и нравами греческого общества (Валентин, Василид хотели примирить Евангелие с наукой и философией своего времени).

• у гностиков Христос – космический спаситель душ, томящихся в темницах падшего материального мира.

• для гностиков главная ценность – душа, поэтому на обыденную жизнь человека не налагалось никаких обязательств; участие/неучастие в мирской жизни – личное дело каждого, принципиального значения не имело.

• каждый человек лично ожидает судьбы, высоко возносящей его над материальным и социальным миром, но при этом вынужден приспосабливаться к среде, которая ему совершенно безразлична.

• в области морали познание Христа у гностиков выражалось в виде крайнего аскетического образа жизни, а иногда вело к распущенности и вседозволенности.

• Пьер Абеляр веру, догматы о Боге и Христе, правила поведения сводит к тому, что лучше всего согласуется с достижениями современной ему культуры.

• искупление у него представлено в виде нравственной теории: Христос – великий Учитель нравственности, который продолжает дело Сократа, Платона и превосходит их лишь в степени гениальности.

• по мнению Абеляра, никакого конфликта между Христом и обществом нет, а если некоторая напряжённость между Церковью и миром имеет место, то её он относит на счёт недопонимания церковью Христа.

2.  Социопротестантизм и Альбрехт Ричль:

• с 18 в. число последователей П. Абеляра невероятно возросло. То, что некогда считалось ересью, стали называть «новой трактовкой». Появление множества вариаций на тему «Христос – часть общества».

• Джон Локк отождествлял Христа и общество. Разумность христианства очевидна всякому, кто пользуется своим умом. Допускает существование одного поступка, который нельзя совершить только усилием мысли: признать, что Иисус есть Христос.

• Иммануил Кант превратил Евангелие в религию, ограниченную сферой разума.

• Томас Джефферсон и его последователи называют Иисуса великим просветителем, учителем, мудрецом, ведущим всех членов общества к знанию, нравственному совершенству и покою. Христос – за мирное и заботливое общество, достигнуть которого можно путём хорошего воспитания его членов.

• у Шлейермахера Христос – абстрактный принцип, некий мост между бесконечностью и ограниченностью.

• Гегель, Эмерсон, Ричль: вместо «религии в рамках разума» модной становится религия гуманизма.

• Альбрехт Ричль – самый характерный представитель взгляда «Христос – часть общества».

• у Ричля только участие в гражданском труде ради всеобщего блага и процветания, а также верность общественному долгу позволяет человеку считать себя достойным учеником Христа.

• полного примирения христианства и общества Ричль достиг благодаря толкованию понятия «Царство Божие»: оно подразумевает единение человечества, обретающееся благодаря взаимным нравственным деяниям его членов. Скорее, «братство людей», чем «Царство Божие».

• ведущие теологи восприняли у Ричля взгляд на отношение Христа и общества (Вальтер Раушенбуш со своим «социальным евангелием», Адольф фон Гарнак). Для них Иисус – выразитель величайших достижений человеческой религиозно-этической культуры. Формула: «Бог – Отец, а люди – братья».

3.  В защите общественной веры (в защиту позиции «Христос – часть общества»):

• движение за превращение Христа в часть культуры неизбежно, неистребимо и чрезвычайно важно для распространения Его влияния по всей земле.

• исторически влияние христианства на человеческое общество расширилось именно благодаря тому, что Христа сделали частью культуры.

• вклад в миссию Церкви: обращение в христианство сильных мира сего, имевшее большее значение, чем обращение широких масс трудящихся.

• помогает увидеть всеобщность Благой вести, что Иисус есть Спаситель всего мира, а не маленькой горстки избранных.

• Христос пришёл в конкретное время в конкретное место, Он – часть культуры и общества.

4.  Возражения богослова:

• социохристианство часто не достигает своей цели из-за недостатка глубины: стремится сделать Евангелие приемлемым для идеологически разных групп населения.

• Христос и Его смерть на кресте остаются «соблазном» для общества, их трудно принять даже при всех «косметических» ухищрениях социохристиан.

• с точки зрения своих братьев по вере, принадлежащих другим направлениям, социохристиане заходят слишком далеко: искажают новозаветный образ Иисуса.

• обмирщённому Мессии не хватает новозаветного величия и необычности, Ему приписаны чужие поступки, а о многих настоящих Его деяниях не упомянуто.

• концепция миссии Иисуса Христа не вписывается в образ освободителя угнетённых масс от земных эксплуататоров.

• социохристиане относятся с подозрением к официальному богословию: оно кажется им чересчур иррациональным.

• для них разум – основной источник знания о Боге и спасении. Иисус Христос – либо великий учитель рациональной истины и добра, либо гений, вошедший в историю религиозно-нравственной мысли.

• откровение – либо сказочное одеяние, в которое рядится научное знание, чтобы стать доступным каждому недоумку, либо религиозное название процесса возрастания разума в истории.

• сторонники позиции «Христос – часть общества» при необходимости выбирать между законом и благодатью склоняются на сторону закона, а благодать Божия – лишь дополнение к людским подвигам.

• многие социохристиане считают появление учения о Троице результатом внедрения светской философии в христианство.

• грех лежит в искажённых явлениях общества.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
38 Kb
Скачали:
0