Ричард Нибур. «Христос и общество». Новосибирск: Посох, 2008.
Глава 4. Христос над обществом
1. Церковь «золотой середины»:
• С одной стороны, отказ от антиобщественной направленности и, с другой стороны, неприятие чересчур резко выраженного обмирщения Христа.
• для этого направления отношения между Богом и человеком – важнейший вопрос.
• Иисус Христос есть Сын Бога-Отца, Творца неба и земли. Общество основано на природе, которая подчиняется Тому, Кому послушен Иисус и с Кем Он неразрывно связан. Христос и мир не могут быть противопоставлены друг другу. «Мир» в смысле «общество» основан на «мире» в смысле «природа».
• человек должен быть послушным Богу, но не отдельно Иисусу, не отдельно всемогущему Творцу, а Богу во Христе и Христу в Боге.
• грех проник во все уголки вселенной и в каждое существо, полностью поработив мир и его обитателей.
• первое и главное место в деле спасения принадлежит благодати, но добрые дела и соблюдение заповедей необходимы. Именно благодать делает деятельность общества возможной.
• 3 направления со своими характерными чертами: синтез, дуализм, реформизм. В определённые времена или по определённым вопросам каждое из этих направлений обнаруживает склонность примкнуть к одной из крайних «партий».
2. Синтез Христа и общества:
• предлагают вместо подхода «или – или» вариант «и – и». Синтез подразумевает, что верующий во Христа исповедует Его Господом мира сего и мира иного.
• Господь Иисус – одновременно и Бог, и Человек: поклоняются Христу по Его Божественной и Человеческой природе.
•признавая и Христа и общество, не забывают, что требующий верности Христос выше и сложнее по сути Своей, чем это представляют социохристиане.
• общество имеет происхождение и земное, и небесное; его природа и святая, и грешная; в нём царствуют и свобода, и необходимость.
• помимо закона Иисуса Христа есть законы, которые тоже обязательны к выполнению и также происходят от Бога.
• «Христос» – «общество»: «и – и» против «или – или». «Или – или»: так ставить вопрос нельзя, поскольку в обоих случаях речь идёт о Боге. Но и сказать «и – и» тоже недостаточно, если при этом забывают о существенных различиях между понятиями «Христос» и «общество». Заявлять «и Христос, и общество» следует при ясном понимании двойственной природы нашего закона, предназначения и положения.
• апологетика 2 в. (Иустин Мученик): попытка дать приблизительную формулировку синтеза. Климент Александрийский – самый первый представитель этого направления.
• Христос есть Слово, Разум Божий, и Его рассуждения по житейским вопросам сходны с любыми здравыми рассуждениями. Поэтому христианская этика и правила поведения у Климента Александрийского очень близки к моральным кодексам стоиков.
• Христос у него призывает к жизни в святости, построенной на любви к Богу ради Него Самого, а не ради надежды на награду или из страха наказания.
• Христос Климента Александрийского не против общества, Он пользуется лучшим, что есть в нём, чтобы наделить людей способностями, которых они сами не смогли бы у себя развить. Христос – часть общества и одновременно Он – над обществом.
• у него Бог «призывает нас использовать мирское, но не оставаться в миру».
• Климента Александрийского интересовала не христианизация общества, а повышение культуры христиан.
• у Фомы Аквинского Христос выше общества, и он не маскирует огромный
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.