Христос и общество в противоречии. Богословские идеи дуалистов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Ричард Нибур. «Христос и общество». Новосибирск: Посох, 2008.

Глава 5. Христос и общество в противоречии

1.  Богословские идеи дуалистов:

• сторонники этого направления отличаются от приверженцев синтеза в определениях и сочетаниях Христа и общества, но они тоже стараются найти способ соединить, не смешивая преданность Господу и гражданские обязанности.

• противоречие имеет место между Богом и человеком, между Богом и нами, между праведностью Божией и нашей собственной.

• дуалисты начинают рассмотрение вопроса с благодати Божией, незаслуженно прощающей людей и приводящей их к покаянию, надежде и уверенности в спасении.

• вера, с которой человек признаёт существование Бога и обращается к Нему с надеждой на спасение, не может быть плодом его собственных стараний.

• грех остаётся в человеке, а человек – во грехе. Перед лицом распятого Господа славы люди осознают, что все их деяния не только жалки, но и грязны в сравнении с сияющей святостью небес.

• перед святостью Божией, открытой в благодати Иисуса Христа, нет особого различия между мудростью философа и бредом безумного, между плотскими грехами и духовными подвигами.

• в идеале дуалист не судит других людей: обличения направлены на самого себя и на человечество в целом, поскольку с ним он неразрывно связан не только по рождению, но и через социальные отношения.

• такое отношение верующих к положению человека перед Богом лежит в основании их жизни, от неё избавиться нельзя, хотя можно сделать вид, что её нет, забыть о вражде с Богом или о том, что привычная ежедневная война ведётся против Самого Бога.

• концепция о сущности зла в обществе: дуалист ощущает нечистоту во всём тварном, человеческом, земном, если оно находится перед лицом святости Божией.

• все деяния человеческие, все сферы общества поражены проказой безбожия, которая и составляет основу греха. Проявляется она как желание жить без Бога, пренебрегать Им, быть началом и источником себя самого, не задумываться о долге и прощении, своими силами обеспечивать своё независимое существование, т.е. по сути самому быть богом.

• желание стать богом и жить без Бога часто проявляется в поступках, наиблагороднейших с точки зрения людей.

• дуалисты объявляют весь мир и всю человеческую цивилизацию безбожными и неизлечимо больными. Но в отличие от радикально настроенных верующих, дуалисты знают, что сами они – часть мира и никуда от него не деться. Бог помогает верующему, живущему в обществе, и самому обществу, ибо если бы Господь по милости Своей не поддерживал их, грешных, то они не просуществовали бы ни единого мгновения.

• поведение и речь дуалиста изобилует парадоксами: будучи под законом, он от него свободен по благодати, он simul justus et peccator, он и верит и сомневается.

• парадокс закона и благодати: в руках человека закон Божий – орудие греха, но поскольку он исходит из уст Божьих, он – орудие благодати. Закон приводит человека к отчаянию и тем самым готовит его к обращению. После обращения человека закон меняет свою природу и становится не внешней заповедью

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
51 Kb
Скачали:
0