аспектах (структура речевой деятельности, жанрово-стилистическая структура, в целом (структура языка).
Структура текста – это взаимосвязь и взаимная обусловленность различных элементов многоуровневой структуры текста. Это форма существования его содержания, которой свойственны определенность, упорядоченность, членимость и цельность. Это особая организация, взаимоотношение элементов текста, при котором изменение одного из них влечет изменение остальных.
Структуру нередко отождествляют с композицией или рассматривают их как синонимы. Композиция – это формальная категория текста, которая отражает расположение и соотнесенность компонентов художественной формы. Понятие структура более объемное и включает в себя понятие композиция.
По характеру соотношения между элементов все структуры в различных областях знания можно разделить на простые, сложные и сверхсложные. Литературное произведение – сверхсложная структура.
Возможна дифференциация разных языковых структур текста (синтаксической, лексической…). Можно говорить о композиционной и логической структурах текста, образной и концептуальной.
Относительно того, что является организующим началом макроструктуры текста, есть разные точки зрения. По мнению В.В. Виноградова - это образ автора («О теории художественной речи», м.. 1971 г.): Образ автора рассматривается как синтезирующая основа текста, которая обусловливает «распределение света и тени с помощью выразительных речевых средств, экспрессивное движение стиля. Переходы и сочетания экспрессивно-стилевых красок, характер оценок. Выражаемых посредством подбора и смены слов и фраз…».
Концепция образа автора является всеобъемлющей, учитывающей разные уровни текста и его единицы, закономерности текстовой организации, принципы и способы передачи информации и воздействия на адресата. Данная теория ориентирована на изучение неповторимой картины мира автора и его отношения к изображаемому.
Про авторскую модальность и образ автора можно почитать в работе Н.С. Валгиной «Теория текста». Рассматриваются вопросы субъективной и объективной модальности. Модальность текста – это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, ценностной ориентации… все это позволяет воспринимать текст не как сумму отдельных единиц, а как цельное произведение. В.В.В. писал «Образ автора – это выражение личности художника в его творении».
Образ автора определяется как семантико-стилистический центр произведения.
Особенно активно субъективное авторское начало в поэзии. Здесь это образ души поэта, живая непосредственность, сиюминутное движение души. Отсюда главный жанр стихотворного произведения – лирическое стихотворение.
Некоторые художники. Например, И. Бунин избегали прямого выражения своих чувств. И авторских мыслей. Но свет авторского отношения окрашивал все произведение. Стиль сдержанный. Но не беспристрастный, внутренне напряженный, «звенящий» каждым своим словом. В его ностальгии космический. Пронзительный холод:
Ледяная ночь, мистраль
(Он еще не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.
Золотой, недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да Бог.
Знает только он мою
Мертвую печаль,
Ту, что я от всех таю…
Холод, блеск, мистраль. (1952)
«Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей» (Н.М. Карамзин).
2. Уровни текста.
Количество и характер уровней ХТ в трактовке разных исследователей не совпадают. Во-первых, из-за разных аспектов его изучения и сложности самого текста, во-вторых, в связи с возможностью выделения уровней художественной формы, так и произведения в целом.
В связи с коммуникативно-деятельностным подходом к тексту как системно-структурному образованию, Н.С. Болотнова выделяет два универсальных уровня текста – информативно-смысловой и прагматический.
Их необходимо в рассматривать в лингвистическом (речевые средства) и экстралингвистическом (коммуникативной деятельности).
Подуровни текста |
В лингвистическом аспекте |
В экстралингвистическом аспекте |
Информативно- смысловой Прагматический |
Фонетический Морфологический Лексический Синтаксический Экспрессивно-стилистический Функционально-стилистический |
Предметно-логический Тематический Сюжетно-композиционный Эмоциональный Образный Идейный |
Текст как лингвистически репрезентированная форма информации автора является объектом познавательной деятельности читателя
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.