Лекция 3. Н.С. Валгина «Теория текста».
Мы уже не раз обращались к книге Н.С. Валгиной «Теория текста». Рассматривали определения понятия ТЕКСТ, единицы текста, художественный образ, образ автора и т.д. В продолжение предыдущей темы рассмотрим текст как функционально-стилевую категорию.
При характеристике текстов по их функционально-стилевой ориентации учитываются признаки экстралингвистические (сфера общения, отражающая сферу человеческой деятельности, и общая функция речи0 и собственно языковый (функционально-стилистическое расслоение средств языка). Пять традиционных ФС.
Тексты газетно-публицистические крайне неоднородны: агитационные. Идеологические, научно-публицистические и т.д. (репортажи, интервью, статьи, обзоры, заметки). Художественная литература соответственно классическому делению на роды представлена прозой, поэзией и драматургией, где господствует художественный стиль речи.
Знание стилевой дифференциации СРЛЯ, системы функциональных стилей дает основание для определения текста как функционально-стилевой категории. Поскольку сами стили выявились и сформировались на базе совокупности контекстов с тождественной или близкой семантической окраской.
Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати, в политических выступлениях. Основная функция – воздействующая, которая тесно переплетается с информативной функцией. Роль публицистики особенно газетной заключается в том, чтобы убеждать читателя, воздействовать на его волю и чувства с целью создания общественного мнения.
Публицистичность – это ярко выраженная авторская позиция, дна из форм проявления авторской тенденциозности. Публицистичность – это искусство аргументации, убеждения, поэтому нестандартность и яркость выражения усиливают действенность речи.
Сочетание воздействующей и информационной функций. Для реализации информативной функции используются однотипные, регулярно воспроизводимые стандарты (клише) (например, новости). Реализация функции воздействия требует экспрессивных и образных языковых средств.
Сочетание логического и эмоционального. Объективного и субъективного рождает проблему взаимосвязи слова и образа, проблему стилистики различных публицистических жанров. В публицистике основная роль принадлежит авторской речи. Стилевые черты: побудительность, эекспрессивность, новизна выражений, оценочность, полемичность.
Важно, что в публицистике термины претерпевают семантические сдвиги космический размах, география спортивных побед… метафорическое использование терминов агония, эпидемия, шоковая терапия….
Среди синтаксических средств часто встречаются инверсии, повторы, побудительные, вопросно-ответные формы. Средства экспрессивного синтаксиса (именительный темы, парцелляция, присоединительные конструкции). Регулярно употребляются прецедентные тексты. Широко представлены образные средства. Приемы контаминации, столкновения смыслов, обновление привычных речевых формул…
Вопрос о том, является ли художественная речь функциональным стилем до сих пор вызывает споры. Например В.В. Виноградов считал, что это явление более сложного порядка. Черты общности и различия между литературным языком и языком художественной литературы: «Во-первых. язык ХЛ употребляется в двух значениях: язык ХЛ частично отражает общую систему того или иного общенародного языка, и во-вторых в смысле языка и искусства».
Язык ХЛ базируется на общем литературном языке, но использует для его создания системы средств словесно-художественного выражения, т.к. в языке ХЛ заключено единство коммуникативной и эстетической функции. Язык ХЛ допускает использование внелитературных элементов общенародного языка. Это синтез тщательно отобранных средств выражения.
ХЛ – это особый способ отражения и познания действительности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.