Эмоциональная память конкретного автора конкретного текста может выхватить из своих ощущений при создании литературного произведения разные впечатления – то конкретно-предметные, наглядные своей детальностью, то романтически приподнятые. Вызванные эмоционально-психологической напряженностью, состоянием аффекта. Так рождается либо сдержанность в описании, предметная детализированность, либо чрезмерная метафоричность, пышнословие.
Оригинальность художественного слова необязательно связана с обильным использованием тропов и речевых украшений. Оригинальность может создаваться самим слогом – системой семантико-грамматических соотношений словоформ в словосочетании и в предложении, нарушением понятийной сочетаемости словоформ (пример Н. С. Валгина стр. 224).
Рассматривается авторская индивидуальность научно-гуманитарного текста, которая возникает в результате особого восприятия объекта и способа выражения мысли.
Информативность текста и способы ее повышения.
Общее количество информации, заключенной в тексте – это его информационная насыщенность (абсолютный показатель качества текста). Информативность – относительный показатель, т.к. зависит от потенциального читателя.
В связи с возможностью разного способа предоставления информации в тексте – экономного и избыточного – существенной оказывается проблема авторского намерения и читательского восприятия сообщения, т.е. кодирование и декодирование текста. Декодирование в силу различных причин может быть полным и неполным. Различной оказывается и глубина прочтения текста.
Включение новой информации в тему, минуя одну из ступеней в нарастании информации, способствует сгущению смысла: пропущенные звенья содержания представлены имплицитно.
Способы создания структурно-напряженного ХТ:
- скачки в тема-рематической последовательности;
- сжатие нескольких сообщений в одно предложение;
- предложения с вторичными предикатами (в сравнении с СПП). Герман застал Лизу в слезах – Герман пришел и увидел, что Лиза плакала.
- имплицитные связи между компонентами синтаксических конструкций (не союзы, а позиционное соположение). Больше всего я писал стихов о море. В ту пору я его почти не знал…
- нулевое представление субъекта действия или самого действия и состояния (пропуск глаголов восприятия, мысли, чувства) Я взглянул на Гарта. Шляпа лежала у него на коленях. Он откинулся на спинку стула…
- отсутствие повторной номинации.
Текст представляет собой несоответствие объема информации, заложенного в нем и объема информации, выраженного вербальными средствами. Информативность текста может повышаться интенсивным и экстенсивным путем.
Интенсивный связан с процессом свертывания информации за счет сокращения объема текстового пространства при сохранении объема самой информации. Мысль передается более экономичными языковыми средствами.
Экстенсивный - увеличение объема самой информации. Максимальная детализация изложения, конкретизация (например, словарные статьи). Сноски, ссылки, системы указателей, выделения и т.д.
Семиотические и коммуникативные способы компрессии информации в тексте.
Информационная компрессия – это сжатие плана означающего при сохранении плана означаемого. Вопрос о текстовой норме.
Причины компрессии информации:
- требования языковой прагматики (термины);
- требования эстетические и требования жанра (афористика);
- требования стилистические (умолчание, недоговоренность).
Семиотические способы информационной компрессии: лексическая и синтаксическая компрессия, формирование речевых стереотипов.
Коммуникативные – свертывание информации и применение повторной номинации (например, в реферате опускается система доказательств и аргументации или повтор в форме в таких случаях, данные сведения, этот вопрос).
Информативная компрессия приводит к лаконизации текста, степень
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.