Структура текста: его уровни и единицы. Целостность и связность текста

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

аспектах (структура речевой деятельности,  жанрово-стилистическая структура, в целом (структура языка).

Структура текста – это взаимосвязь и взаимная обусловленность различных элементов многоуровневой структуры текста. Это форма существования его содержания, которой свойственны определенность, упорядоченность, членимость и цельность. Это особая организация, взаимоотношение элементов текста, при котором изменение одного из них влечет изменение остальных.

Структуру нередко отождествляют с композицией или рассматривают их как синонимы. Композиция – это формальная категория текста, которая отражает расположение и соотнесенность компонентов художественной формы.  Понятие структура более объемное и включает в себя понятие композиция.

По характеру соотношения между элементов все структуры в различных областях знания можно разделить на простые, сложные и сверхсложные. Литературное произведение – сверхсложная структура.

Возможна дифференциация разных языковых структур текста (синтаксической, лексической…). Можно говорить о композиционной и логической структурах текста, образной и концептуальной.

Относительно того, что является организующим началом макроструктуры текста, есть разные точки зрения. По мнению В.В. Виноградова  - это образ автора («О теории художественной речи», м.. 1971 г.): Образ автора рассматривается как синтезирующая основа текста, которая обусловливает «распределение света и тени с помощью выразительных речевых средств, экспрессивное движение стиля. Переходы и сочетания экспрессивно-стилевых красок, характер оценок. Выражаемых посредством подбора и смены слов и фраз…».

Концепция образа автора является всеобъемлющей, учитывающей разные уровни текста и его единицы, закономерности текстовой организации, принципы и способы передачи информации и воздействия на адресата. Данная теория ориентирована на изучение неповторимой картины мира автора и его отношения к изображаемому.

Про авторскую модальность и образ автора можно почитать в работе Н.С. Валгиной «Теория текста». Рассматриваются вопросы субъективной и объективной модальности. Модальность текста – это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, ценностной ориентации… все это позволяет воспринимать текст не как сумму отдельных единиц, а как цельное произведение. В.В.В. писал «Образ автора – это выражение личности художника в его творении».

Образ автора определяется как семантико-стилистический центр произведения.

Особенно активно субъективное авторское начало в поэзии. Здесь это образ души поэта, живая непосредственность, сиюминутное движение души. Отсюда главный жанр стихотворного произведения – лирическое стихотворение.

Некоторые художники. Например, И. Бунин избегали прямого выражения своих чувств. И авторских мыслей. Но свет авторского отношения окрашивал все произведение. Стиль сдержанный. Но не беспристрастный, внутренне напряженный, «звенящий» каждым своим словом. В его ностальгии космический. Пронзительный холод:

Ледяная ночь, мистраль

(Он еще не стих).

Вижу в окна блеск и даль

Гор, холмов нагих.

Золотой, недвижный свет

До постели лег.

Никого в подлунной нет,

Только я да Бог.

Знает только он мою

Мертвую печаль,

Ту, что я от всех таю…

Холод, блеск, мистраль. (1952)

«Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей» (Н.М. Карамзин).

2. Уровни текста.

Количество и характер уровней ХТ в трактовке разных исследователей не совпадают. Во-первых, из-за разных аспектов его изучения и сложности самого текста, во-вторых, в связи с возможностью выделения уровней художественной формы, так и произведения в целом.

В связи с коммуникативно-деятельностным подходом к тексту как системно-структурному образованию, Н.С. Болотнова выделяет два универсальных уровня текста – информативно-смысловой и прагматический.

Их необходимо в рассматривать в лингвистическом (речевые средства) и экстралингвистическом (коммуникативной деятельности).

Подуровни текста

В лингвистическом аспекте

В экстралингвистическом аспекте

Информативно- смысловой

Прагматический

Фонетический

Морфологический

Лексический

Синтаксический

Экспрессивно-стилистический

Функционально-стилистический

Предметно-логический

Тематический

Сюжетно-композиционный

Эмоциональный

Образный

Идейный

Текст как лингвистически репрезентированная форма информации автора является объектом познавательной деятельности читателя

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Лингвистика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
50 Kb
Скачали:
0